Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Глава  5. ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ЕГО СВОЕОБРАЗИЕ

 § 11. Музыкальные интересы и предпочтения современных дошкольников

Что-то новое в мире.

Человечеству хочется песен.

Люди мыслят о лютне, о лире.

Мир без песен Неинтересен.

Л. Мартынов

Нет необходимости утверждать, что музыка интересна и привлекательна для ребенка-дошкольника. Это очевидный факт. Возникает вопрос, а какая именно музыка интересна современному дошкольнику, каковы его музыкальные предпочтения?

Исследования ученых показывают, что уже семимесячный плод, находящийся в утробе матери, способен реагировать на музыку (исследования А. И. Брусиловского). Наиболее эффективно в данном случае воспринимается музыка А. Вивальди, В. А. Моцарта, И. С. Баха.

 Почему именно европейская музыка XVII—XVIII вв. оказывает развивающее влияние на растущий в утробе матери организм?

Конечно, музыкальные интересы родителей ребенка, его семьи, общение по поводу музыкальных произведений опряеделяют музыкальный вкус малыша, его заинтересованность музыкой, лучшими ее образцами. Но ребенок существует не изолировано от общества и социокультурных процессов, происходящих в нем, на его музыкальные интересы оказывают мощное влияние средства массовой информации, в целом среда, в которой он растет и развивается.

Детям 1960-х гг. рождения нравились русские народные песни и эстрадный репертуар того времени («Черный кот», «Ландыши», «Надежда»), песни из кинофильмов, выходивших на экраны в те годы.

Для детей 1970 —80-х гг. рождения был привлекательным и интересным детский музыкальный репертуар, как разучиваемый на музыкальных занятиях в детском саду, так и широко представляемый в средствах массовой информации (телевидение, радио).

Большой популярностью пользовались пластинки с записями детских песен композиторов А. Филиппенко, В. Шаинского, Г. Гладкова. Многие из песен были знакомы детям по любимым мультфильмам и радиопередачам.

Для детей, родившихся в 1980-е гг., любимыми стали взрослые хиты «Миллион алых роз», «Ягода малина», «Вернисаж» (песни группы «Ласковый май»). Полюбились детям музыка и песни из фильма «Мери Поппинс, до свидания».

Нравился дошкольникам этого времени и военный репертуар, патриотические песни из кинофильмов про гражданскую и отечественную войну («Там вдали, за рекой», «О Щорсе», «Дан приказ ему на запад...», «Смуглянка», «Погоня», «Катюша», «День победы»).

Классическая музыка редко попадала в круг музыкальных интересов детей, хотя они в большинстве своем слушали пьесы отечественных и зарубежных композиторов в детском саду, по радио, могли назвать некоторые произведения, их авторов.

А вот дети 1990-х гг. проявляли повышенный интерес преимущественно к взрослой популярной музыке, в числе любимых песен они называли «Есаул», «Морячка», «Ксюша», «Леха», песни из репертуара А. Пугачевой, Ф. Киркорова, И.

Аллегровой, М. Распутиной и др. Привлекла внимание дошкольников и музыка из диснеевских мультфильмов («Русалочка», «Король Лев», «Синбад-мореход», «Анастасия», «Чип и Дейл спешат на помощь»). В это время практически уходит из музыкального опыта ребенка детская песня.

Круг музыкальных интересов дошкольников несколько расширился за счет песен военных лет, песен о войне, часто звучавших в эфире в дни празднования 50-летия Победы. Это лишний раз подтверждает факт влияния средств массовой информации на музыкальные интересы и предпочтения дошкольников. Безусловно, дети отражают ту социокультурную ситуацию, в которой живут.

Дошкольники, рожденные в конце XX в. — начале XXI в., предпочитают песни эстрадных групп «Глюкоза», «Премьер-министр», «Любэ», «Тату» и др. Детей по-прежнему привлекают песни Ф. Киркорова, Алсу, Валерии.

Следует, однако, отметить, что сегодня интерес дошкольников снова направлен в сторону песен из отечественных мультфильмов, таких, как «Бременские музыканты», «Кот Леопольд», «Про крошку енота», «Летучий корабль» и др. И это отрадно.

Изменилось отношение и к классической музыке, большой процент детей любит классику, в основном это пьесы П. И. Чайковского. Из предпочитаемых детьми классических произведений им оказываются ближе фортепианные миниатюры, например, пьесы П. Чайковского, Д. Кабалевского.

Во все времена любимым музыкальным произведением детей была и остается песня « Катюша»... Как вам кажется, в чем секрет ее популярности?

Как современный ребенок понимает, что же такое музыка, и как рассуждает о ней, о ее роли и месте в жизни человека?

В том, что музыка необходима человеку, убеждено доминирующее число дошкольников. Сами дети выражают свое отношение к музыке так: «люблю петь и танцевать под музыку», «грущу, когда музыка не звучит», «под музыку весело, настроение хорошее».

В первую очередь дети предпочитают музыку «веселую, радостную, подвижную», затем отдают предпочтение музыке «плавной, грустной, задумчивой».

Музыка, по мнению большинства детей, нужна для того, чтобы петь и танцевать, отдыхать, развлекаться, радоваться жизни, весело отмечать праздники. Но встречаются и суждения о том, что музыка «помогает думать», «заставляет человека переживать что-то», «вызывает какие-то чувства», «для красоты» «для игры» и т.д.

Дошкольники знают, что музыку сочиняет композитор, они имеют довольно четкие представления о его деятельности, о различных музыкальных инструментах, с помощью которых «получается музыка». Наиболее знакомый и популярный музыкальный инструмент у детей — пианино, затем они называют барабан, дудку, металлофон.

Дошкольники также знают, что музыка бывает вокальной и инструментальной, хотя можно порой услышать и такое высказывание: «Есть музыка и есть песня, это две разные музыки». Они имеют представления о том, что музыку можно исполнять на одном или нескольких инструментах.

Примечательно, что на портретах дети почти безошибочно узнают П. И. Чайковского. Остальных композиторов они либо не узнают, либо путают с писателями, поэтами, иногда художниками. Рассматривая портреты, современный ребенок обращает внимание главным образом на внешний вид композитора.

Так, портрет Бетховена, например, часто сопровождается такими вопросами и комментариями: «А почему он не причесан?» или «Этот человек с растрепанными волосами, видно, не успел причесаться», «Y него лохматые волосы, как у меня с утра» и т. п.

Часть дошкольники не могут соотнести знакомое им музыкальное произведение с его названием и фамилией композитора, т. е. эту информацию они не запоминают. Дети могут сориентироваться только в тех произведениях, которые недавно слушали на музыкальных занятиях, но поскольку именно эти произведения чаще всего не звучат в другой обстановке, ребенок не задерживает их в памяти, а значит, они не отражаются в опыте малыша.

Детям знакомы некоторые жанры музыки, они могут отличить марш от вальса, песни, но само слово «жанр» они еще не воспринимают.

У дошкольников хорошо сформированы представления о балете, большинство из них может ответить, что: «это когда танцуют», «это танцы под музыку, там есть сюжет», «история, которую не рассказывают, а показывают, там все герои танцуют», «это когда в театре звучит музыка, на сцене красивые декорации и только танцы, они разные и очень красивые».

В отличие от балета дети ничего не могут сказать об опере. Представления о хоровой музыке также не сформированы и в музыкальном опыте детей представлены крайне слабо. Наиболее любимым детьми музыкальным жанром является песня.

Музыка сопровождает жизнь ребенка постоянно. Взрослые чаще всего не обращают на это никакого внимания, поскольку музыка и в их быту представлена широко и естественно, гармонично сочетаясь с самой жизнью.

Как показывают результаты исследований, дети обычно самостоятельно поют песни во время игровой деятельности или при одевании на прогулку, а также в процессе рисования или мытья рук перед обедом, поют, просыпаясь после тихого часа или возвращаясь с родителями домой. Вот как это выглядит.

Зачем вы, девушки,

Красивых любите,

Непостоянная у них любовь...

Он напевает куплет этой песни на протяжении всего времени, пока одевается. Ребенку грустно, потому что во время игры в «Ловишки» дети сломали крепость, которую он строил с самого утра.

Иногда я жду тебя,

Как звезда веду тебя,

И тогда мне кажется,

Что плывут облака подо мной...

Я водяной, я водяной, никто не водится со мной,

Внутри меня водица,

Ну, что с таким водиться?..

Пусть бегут неуклюже

Пешеходы по лужам...

Девочка пытается подражать эстрадной певице: «Я пою, как Алсу».

Уси-пуси, уси-пуси,

Миленький мой.

Я горю, я вся во вкусе

Рядом с тобой! (Во время исполнения копирует движения

певицы.)

Последующие слова девочка воспроизвести не может, поэтому продолжает песню на «ля-ля-ля», перемежая с «уси-пуси». Кульминации достигает последняя фраза припева, которая уже напоминает игру-драматизацию.

Оглавление

ОТ АВТОРОВ

Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Глава   1. ФИЛОСОФИЯ ДЕТСТВА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§ 1. Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства

§ 2. Проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста

Глава  2. СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§ 3. Характеристики современного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

§ 4. Профессиональная деятельность современного педагога дошкольного образовательного учреждения

§ 5. Музыкально-художественная культура педагога дошкольного образовательного учреждения и ее своеобразие

Глава  3. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§ 6. Музыка как вид искусства

§ 7. Музыкально-художественная деятельность, ее структура и своеобразие

§ 8. Музыкальные способности

Часть 2. РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СУБЪЕКТ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 4. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 9. Ребенок дошкольного возраста как субъект детской музыкальной деятельности

§ 11. Музыкальные интересы и предпочтения современных дошкольников

Глава  6. ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РЕБЕНОК-СЛУШАТЕЛЬ

§ 13. Слушание как вид детской музыкальной деятельности

§ 14. Дошкольник-слушатель: поведенческая характеристика

Глава  7. ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РЕБЕНОК-ИСПОЛНИТЕЛЬ

§ 15. Исполнительство как вид детской музыкальной деятельности

§ 16. Дошкольник-исполнитель: поведенческая характеристика

Глава  8. ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РЕБЕНОК-СОЧИНИТЕЛЬ

§ 17. Творчество как вид детской музыкальной деятельности

§ 18. Дошкольник-сочинитель: поведенческая характеристика

Часть 3. МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Глава  9. ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§ 19. Значение диагностики в проектировании процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста

§ 20. Диагностика музыкальных способностей детей

Глава  10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

§ 22. Проблема отбора репертуара для слушания музыки

§ 23. Вариативные технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Глава   11. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

§ 24. Проблема отбора репертуара для детского исполнительства

§ 25. Вариативные технологии организации исполнительской деятельности детей дошкольного возраста

Глава   12. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

§ 26. Проблема отбора репертуара, стимулирующего детское музыкальное творчество

§ 27 Вариативные технологии организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей дошкольного возраста

Глава  13. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

§ 28. Педагог и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества

§ 29. Музыкальный руководитель, педагоги и старший воспитатель: вопросы сотрудничества и сотворчества

§ 30. Музыкальный руководитель, педагоги и родители: вопросы сотрудничества и сотворчества

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

ЛИТЕРАТУРА

В учебном пособии рассматриваются вопросы теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста, отмечается своеобразие музыкального опыта современного ребенка, его музыкальных вкусов и предпочтений;

Для студентов факультетов дошкольного образования педагогических вузов; для музыкальных руководителей и педагогов системы дошкольного и дополнительного образования.

Глава  6. ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РЕБЕНОК-СЛУШАТЕЛЬ

 § 13. Слушание как вид детской музыкальной деятельности

Слушание музыки — самый распространенный вид музыкально-художественной деятельности.

В процессе прослушивания музыкального произведения осуществляется его музыкально-художественное восприятие. Как дошкольники слушают музыку? Доступно ли в дошкольном возрасте полноценное художественное восприятие музыкальных произведений? Отличается ли музыкальное восприятие взрослого и ребенка? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Итак, что же общего и особенного в музыкальном восприятии взрослого и ребенка?

Музыкальное восприятие развивается прежде всего в процессе специального слушания. Именно специальное слушание музыки, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкус, музыкальную культуру, да и просто любовь человека к музыке.

По мнению Е. В. Назайкинского, существуют два процесса: восприятие музыки и музыкальное восприятие, которые существенно различаются. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен».

Действительно, музыкальное восприятие как разновидность художественного восприятия — не просто отражение художественного произведения в сознании, а сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего с автором произведения.

От деятельности создателя, творца произведения искусства художественное восприятие отличает то, что оно «движется в обратном направлении — от восприятия результата (произведения в целом) к заложенной в нем идее.

Иначе говоря, воспринимающий субъект вносит в понимание музыкального произведения что-то свое, то, что не было заложено его создателем. И хотя по отношению к процессу созидания процесс восприятия произведения является вторичным, «если он достаточно глубок и интенсивен — он тоже творчество» (СНОСКА: Панкевич Г. Звучащие образы — М., 1977. — С. 90).

Развитое художественное восприятие может быть представлено и как одномоментный и как фундаментальный, более длительный и развернутый акт.

1.      предкоммуникативную (в ходе которой формируются потребность, мотив и установка на слушание музыки);

2.      коммуникативную (формируются вкус, идеал, навык общения с искусством, в частности с музыкой, а также художественное переживание);

3.      посткоммуникативную (формируются оценка, суждение). Как правило, развитое художественное восприятие не останавливается на одномоментном акте.

После первого прослушивания не только любителю, но и профессионалу сложно найти внутренние образные связи сочинения, понять логику развития его образов. Обычно на этом этапе воспринимаются и осознаются лишь самые общие черты, какие-то отдельные моменты.

Таким образом, одномоментный акт художественного восприятия перерастает в фундаментальное явление. Причиной тому является специфика музыкального искусства, а также особенности человеческого слуха, невозможность сразу понять частные моменты, нюансы музыкального произведения.

1.              художественная музыкальная эрудиция, выражающаяся в знании различных сведений из области данного вида искусства, опыте представлений и образов (познавательный аспект);

2.              эмоциональная отзывчивость на элементы формы и содержания» в произведении искусства, которая позволяет оценить целостность художественного образа и средств его выражения (сенсорно-эмоциональный аспект);

3.              сопереживание и умение выражать свое суждение об искусстве в доступной для окружающих форме, умение общения по поводу искусства (нравственно-аффективный аспект).

·         музыкальная эрудиция;

·         определенный уровень развития чувственно-эмоциональной сферы;

·         способность к сопереживанию, выражению суждений об искусстве.

Все это в совокупности с настроением и отношением воспринимающего к процессу слушания музыки и образует в конечном счете музыкальный вкус человека.

Художественное восприятие детей дошкольного возраста в общих чертах сходно с развитым художественным восприятием взрослого человека.

·         эмоциональность (интенсивность и процессуальность образных переживаний, их адекватность художественному строю произведения);

·         нестандартность мышления (способность к парадоксам, оригинальным сравнениям);

·         целостность—дифференцированность (способность к концептуальным обобщениям, эмоциональному и интеллектуальному синтезу образов, явлений и вместе с тем конкретному видению их составляющих);

·         глубина и широта ассоциативной деятельности (разноплановость образов, их многомерность, полнота субъективных представлений).

В дошкольном возрасте в процессе слушания музыки у детей формируется «умение выслушать до конца произведение, следить за его расположением, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности» (СНОСКА: Ветлугина Н.

Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. — С. 98). В музыкальном восприятии ребенка также имеют место три компонента структуры развитого художественного восприятия. Но эти компоненты находятся в ином соотношении, нежели в структуре художественного восприятия более высокой степени развития. Их качественное содержание связано с возрастными возможностями слушателя.

Кроме того, музыкальное восприятие дошкольника обладает существенными характеристиками, свойственными только этому возрасту.

Высокая эмоциональность восприятия музыкальных произведений. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. «Только эмоции открывают в искусстве действительный доступ к идее и образу» (СНОСКА: Выготский Л. Психология искусства. — М., 1968. — С. 255), — отмечал Л. С. Выготский.

У ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено.

Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, это значит, что он способен глубоко ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке.

Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию.

Таким образом, высокая эмоциональность является характерной чертой восприятия музыки дошкольниками.

К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания детей углубляются, усложняются, обогащаются. На этой основе происходит зарождение оценки, появляются первые суждения о музыкальном произведении.

Ребенок делает попытки определить, сочинение какого композитора он слушает, проявляет интерес к повторному прослушиванию музыки, стремится узнать что-то новое о создателях музыки, музыкальных жанрах, средствах выразительности.

Но такой процесс развития художественного восприятия детей возможен только в том случае, если развитию художественного восприятия уделяется достаточно внимания со стороны родителей и педагогов.

Творческий характер восприятия музыкальных произведений. Музыкальное восприятие — это активный творческий процесс, т. е. активное целостное и целенаправленное творческое переживание художественных образов, их эстетической ценности, и создание своего собственного субъективного образа.

Зеньковский В. Психология детства. — М., 1996 — С. 171), — читаем у В. В. Зеньковского. Творческая деятельность детей помогает понять, прочувствовать музыку. Различные движения под музыку, ритмические подражания характерным движениям персонажа способствуют более глубокому восприятию и запоминанию музыкальных произведений, осознанию их характера.

Дети учатся «слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы» (СНОСКА: Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. — М, 1981. — С. 32).

Содержание произведения не переходит — как вода, переливающаяся из одного кувшина в другой, — из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определенным умственной, душевной, духовной деятельностью читателя. Деятельность эта есть творчество (В. Ф. Асмус).

Творческая деятельность способствует дальнейшему развитию художественного восприятия, но и само восприятие музыки является ведущим видом деятельности. «И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях» (СНОСКА: Радынова О.

Слушаем музыку (Книга для воспитателя и музыкального руководителя). — М., 1990. — С. 3). Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но и все виды музыкальной художественной деятельности могут служить средствами его развития.

Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass