Развитие ☀ математических способностей детей ☀ через игровую деятельность, ☀ ценные методики

Обучение математике в игре

Развивающие игры, проводимые родителем с целью развития познавательной активности ребенка, позволяют ему в простой и ненавязчивой форме усвоить новые знания, приобрести навыки нужные ему. Они отлично развивают фантазию и воображение, помогают ребенку запоминать и успешно применять на практике формы поведения. Таким образом, умственное развитие ребенка выходит на качественно новый уровень.

Игра для ребенка дошкольного возраста (особенно, когда речь идет о развивающих играх) – это не просто развлечение. Это и трудовая, и творческая деятельность одновременно. Ее роль в становлении ребенка как формирующейся личности невозможно переоценить.

Направляя и организуя игру, родитель также может включить ее в педагогический процесс, контролируя все аспекты социального развития ребенка. Правильно организованная игра отличается тем, что в ней всегда присутствует конкретная цель, а также средства, необходимые для ее достижения.

Роль игры
Роль игры в обучении дошкольников

Освоение математических представлений должно осуществляться строго поэтапно. Переходить к изучению нового материала нужно только после того, как усвоенный ранее материал окончательно закрепился. Кроме того, развитие математических способностей и навыков у детей дошкольного возраста должны подчиняться строгому принципу природосообразности (каждому возрасту своя нагрузка).

Принципы организации игровой деятельности для дошкольников

  1. Игра для дошкольника должна базироваться на общепринятых нормах морали и нравственности, уважительного отношения к личности ребенка.
  2. Игровые действия ни в коем случае не должны каким-либо образом унижать достоинство участников (в том числе проигравших).
  3. Дидактическая игра должна помочь ребенку максимально глубоко постичь окружающий мир, усваивая закономерности, которым он подчиняется.
Игровое занятие по математике
Игровое занятие по математике с детском саду
В частности, целью дидактических игр может быть развитие математических способностей у детей дошкольного возраста. Через игровую деятельность сделать это будет значительно проще.

Современная педагогика развивается стремительными темпами. И все больше школ начинает использовать в процессе обучения развивающие технологии с применением компьютерной техники, набирать экспериментальные классы. И то же самое можно смело сказать и о семейном воспитании.

Дидактические игры
Дидактические игры помогают развивать математические способности

Раннее приобщение ребенка к высоким технологиям неслучайно: компьютерная и информационная грамотность является требованием современного ритма жизни. Именно поэтому уже в дошкольном периоде необходимо уделить максимум внимания формированию математических представлений и основам информатики. Все эти навыки обязательно пригодятся ребенку в школе.

Несмотря на то, что математика является одним из базовых школьных предметов, а также основой многих наук, которые ребенок начнет изучать в будущем, именно эта дисциплина во многих случаях вызывает у детей немалые трудности.
  1. Способность считать от нуля до десяти как в прямом, так и в убывающем порядке
  2. Развитый навык узнавания чисел в ряду (даже если они помещены вразбивку)
  3. Сформированные представления о количественных и порядковых числительных
  4. Сформированные представления о «предыдущем» и «последующем» числе в пределах десятка
  5. Знание основных геометрических фигур и навык их узнавания (понимание признаков, отличающих треугольник, круг, квадрат и т.д.)
  6. Наличие представление о целом и о долях; способность разделить предмет на 2 и 4 равные части.
  7. Способность использовать палочки, веревки и некоторые другие измерительные приспособления для оценки таких параметров фигуры, как длина, ширина и высота
  8. Способность сопоставлять предметы по категориям «больше-меньше», «выше-ниже», «шире – уже».
Игра на знание категорий
Игра на знание категорий

Несмотря на то, что на сегодняшний день информатика представляет собой факультативную дисциплину, не входящую в категорию обязательных для изучения предметов, некоторые представления об информатике должны быть сформированы у ребенка уже к этому времени. Например:

  • Знание об алгоритмах.
  • Начальное представление о вычислительных машинах.
  • Понимание того, что такое программа, используемая для управления вычислением.
  • Базовый навык использования алгоритмов и логических операций с использованием команд «И», «Или», «Не».
Дети и планшет
Начальное знакомство с компьютерами у дошкольников

Основы математических представлений в дошкольном возрасте

Усвоение математических знаний невозможно без понимания ребёнком таких основ науки, как количество, число и т.д. Однако учитывая то, что для ребенка они в течение длительного времени остаются абстрактными, понимание даже самых простых, на первый взгляд категорий, может быть существенно затруднено.

В этих случаях и можно осуществлять развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Простые дидактические игры дают ребенку возможность понять то, что такое «цифра» и «число», формируют адекватные пространственно-временные представления. Для того, чтобы игры имели максимальный эффект, необходимо строить их на основе следующих закономерностей.

Для эффективного усвоения ребенком навыков, приобретаемых в ходе игр, необходимо чтобы на занятиях применялся наглядный материал: яркие картинки, игрушки, кубики и т.д. Это объясняется тем, что произвольное внимание дошкольников развито еще недостаточно хорошо.

И для его активизации необходимо, чтобы предмет отличали такие качества, как яркость, новизна и контрастность. Кроме того, любимые игрушки, используемые в процессе занятий, сделают их еще интереснее и увлекательнее.

Геометрические карточки
Геометрические карточки развивают пространственное представление

К примеру, если ребенок испытывает некоторые трудности при счете, можно положить перед ним несколько геометрических фигур, окрашенных в разные цвета и последовательно сосчитать предметы в каждом из них.

Для того, чтобы ребенок не привязывался к конкретным вещам и мог переносить полученные знания на разные предметы, очень желательно использовать в процессе обучения новые игрушки, дополняя уже имеющийся запас новыми.

После того, как ребенок научиться считать, родители смогут существенно расширить запас его бытовых знаний, объясняя назначение определенных предметов. Например, благодаря навыкам счета, ребёнку не составит труда объяснить, для чего человеку нужны часы или термометр. А впоследствии – понимать по часам, в любой момент, называя время или измерять температуру.

Обучение счету
К школе практически все дети умеют считать

Незаменимым средством для формирования у ребенка математических представлений также играет сказка. Использовать элементы занятий можно в ненавязчивой форме, включая их в процесс: например, читая сказку, можно спросить ребенка о том, сколько действующих лиц он насчитал в ней;

сколько зверей, птиц, деревьев изображено на картинке иллюстрированной книжки. Полезно также предлагать ребенку сравнивать персонажей, указывая на их сходства и различия; обозначая, кто их них больше или меньше, выше или ниже и т.д. Операции с числительными могут производиться в пределах первого десятка.

Немалую роль в формировании навыков сложения и вычитания в будущем сыграет способность ребенка к делению целого предмета на части.

Для того, чтобы ребенок эффективно усваивал представление о количестве, а также «предыдущем» и «последующем» числе можно поиграть с ним в например, предложив ему угадать число, заключенное в определенных пределах и давая ему подсказки словами «больше» либо «меньше». Это позволит ребенку лучше ориентироваться в числах и составлять в уме целостные числовые ряды.
Счетные палочки
Дети любят играть со счетными палочками

Вот лишь некоторые примеры дидактических игр с использованием этих предметов:

  1. Разложить перед ребенком счетные палочки и предложить ему сначала выбрать любые две, а затем распределить их по двум сторонам. после этого ребенок должен сказать, сколько палочек находится с каждой стороны.
  2. Со временем условия игры можно немного усложнить, предложив ребенку разделить на две части уже четыре палочки. А затем – предложить еще способы разделить четыре палочки на две группы. Впоследствии количество палочек можно будет довести уже до 10. Увеличение числа палочек даст ребенку больший простор для воображения, предлагая все новые и новые способы деления.
  3. Из палочек можно составлять простейшие геометрические формы, тем самым объясняя ребенку, что такое «треугольник», «прямоугольник», «квадрат». После того, как у ребенка появится представление об углах, можно объяснять различия между фигурами более детально. А также предлагать ему самостоятельно складывать их из палочек.
  4. Со временем занятия по формированию простейших геометрических представлений можно усложнить, предлагая ребенку сложить, например, прямоугольник со стороной в 3 или 4 палочки. Либо составить из одинакового количества палочек разные фигуры.
  5. Полезно также предлагать ребенку фиксированное количество палочек, из которого он мог бы собрать две фигуры, либо фигуры, имеющие одну общую сторону.
  6. Счетные палочки отлично подходят также для составления простейших цифр и букв. Использование этого метода также хорошо готовит ребёнка к работе с разлинованной поверхностью тетради.

Подготовка руки к письму. Работа с тетрадями

Прежде чем приступать к обучению ребёнка написанию цифр, необходимо провести с ним существенную предварительную подготовку. В частности он должен четко понимать что такое клетка тетради, что представляют собой ее границы, находить углы, середину и стороны.

Подготовка к письму
Подготовка к письму включает различные упражнения

Каким бы сильным не было желание родителя как можно быстрее научить ребенка письму и подготовить его руку к написанию цифры, очень желательно, чтобы за одно занятие он усваивал не больше одного либо двух узоров.

Логические игры в дошкольном возрасте

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность  невозможно без использования логических игр. Помимо всего прочего, логические игры стимулируют ребенка искать нестандартные и необычные решения, развивают в нем творческое мышление, поддерживают в нем желание продолжать обучение.

Логическая игра
Логическая игра для дошкольников

Занимательные задачи ценны тем, что они ненавязчиво приводят ребенка к выводу о том, что для выполнения интересного для него задания, необходимо сосредоточение, концентрация. Это дает возможность не только развивать мышление, но и шлифовать произвольное внимание.

Это даст ребенку возможность воспринимать условия задачи, искать в ней возможный подвох. Таким образом, развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность осуществляется максимально ненавязчиво и корректно.

Читать задачи нужно вслух, медленно и четко для того, чтобы ребенок мог сделать выводы из каждого предложения и правильно понять его. Очень нежелательно давать ребенку слишком много пояснений: он должен самостоятельно усваивать ход мыслей. Это значительно усилит радость открытия.

Несмотря на то, что информатика все еще не является предметом, обязательным для изучения в младшем школьном возрасте, изучение ее основ в значительной степени способствует развитию форм абстрактного мышления.

А также помогает усвоить такие действия как классификация предметов по определенным признакам, ранжирование, выделение основного и второстепенного. Ребенок начинает учиться усваивать установленные правила и строго им придерживаться.

Для овладения элементарными представлениями об информатике можно использовать настольные игры, которые сегодня продаются во всех детских магазинах.

Компьютерные игры для дошкольников
Компьютерные игры для дошкольников развивают способности

Смысл большинства настольных игр для детей достаточно прост: при помощи фишек и кубика ребенок осуществляет перемещения по игровому полю. Благодаря этому происходит формирование пространственно-временных отношений, способность следовать заданным инструкциям, осуществлять последовательные действия.

Заключение

Несмотря на то, что далеко не каждый ребенок обладает математическим складом ума и изучение науки может представлять для него трудности даже на начальных этапах, специальные упражнения, проводимые в игровой форме, могут существенно облегчить его. А заодно – превратить его в интересную и увлекательную игру.

Занятия, проводимые в игровой форме, позволяют ребенку приучить себя к контролируемой деятельности, прививая ему интерес к обучению. Также математические игры благотворно влияют на развитие памяти, мышления, речи, а также творческих способностей.


Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass