Развитие детского художественного творчества

II. Ранний возраст, мышечно – анальная стадия (1 - 3 г.)

Самостоятельность (автономия): уверенность в себе, ребёнок смотрит на себя, как на самостоятельного человека, но ещё зависимого от родителей.

Сомнения в себе ,стыд: гипертрофированное чувство стыда, сомнения в своих способностях, не признанность, недостаточное развитие элементарных навыков, желание скрыть ущербность от людей.

Модус: сдерживающе-отторгающий. Ритуализация рассудительная.

III. Дошкольный возраст, локомоторно – генитальная стадия (3 - 5 л.)

Экспериментальная работа проводилась в ГБОУ «Начальная школа –детский сад» № 1632 г. Москвы. В исследовании участвовало 36 дошкольников в возрасте 4-5 лет. Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в апробации нетрадиционных художественных техник выбранных нами для формирования изобразительного творчества детей 4-5 лет.

Выбор возраста определяется наличием у дошкольников достаточного уровня развития познавательных психических процессов, опыта в познании окружающей действительности и определенных навыков и умений в работе с нетрадиционными художественными техниками (набивка сухой клеевой кистью, оттиск смятой бумагой, сочетание восковых мелков с акварелью, рисование пальчиками, свечой, нитью).

Список детей представлен в таблице 1.

Таблица 1

Список экспериментальной и контрольной группы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1

Даша С.

1

Маша К.

2

Саша Ш.

2

Саша П.

3

Полина П.

3

Наташа Д.

4

Тимофей К.

4

Соня Л.

5

Соня П.

5

Диас С.

6

Маша Т.

6

Оля М.

7

Настя Р.

7

Настя Л.

8

Егор С.

8

Алеша Д.

9

Рита М.

9

Олеся Б.

10

Маша М.

10

Ирена А.

11

Егор Т.

11

Вика М.

12

Серёжа Т.

12

Саша Ю.

13

Эллина С.

13

Илья Л.

14

Никита К.

14

Жанна Ч.

15

Илья К.

15

Таня Х.

16

Ася Р.

16

Максим Б.

17

Дима Е.

17

Андрей Б.

18

Ваня К.

18

Арсений Л.

Опытно-экспериментальная работа состояла из 3х этапов и включала:

  • констатирующий этап, направленный на выявление критериев и уровня развития творчества при использовании нетрадиционных художественных техник в рисунках детей 4-5 лет, а также места нетрадиционных художественных техник в процессе обучения дошкольников изобразительному творчеству;
  • формирующий этап включающий разработку и апробацию серии занятий по развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник;
  • контрольный этап основанный на определение эффективности применения нетрадиционных художественных техник для развития творчества детей 4-5 лет.

Основными методами сбора данных в ходе констатирующего эксперимента явились:

  • экспериментальные занятия,
  • протоколирование,
  • анализ художественных работ дошкольников,
  • беседы с преподавателями изобразительной деятельности и воспитателями,
  • наблюдения занятий и других форм организации изобразительной деятельности.
Достоверность исследования обеспечивалась тем, что методика эксперимента соответствовала поставленным задачам, а экспериментальные данные подтверждались с помощью методов описательной статистики.

Констатирующий эксперимент проводился в двух средних группах: одна выполняла статус экспериментальной, а другая контрольной. В группах обучение детей изобразительной деятельности проводят воспитатели, не имеющие специального художественного образования.

Использование разнообразных художественных техник, как правило, носит ограниченный характер и связано с отсутствием знаний и практических умений в этой области у самих воспитателей.

В соответствии с целью исследования в ходе констатирующего эксперимента необходимо было:

  • определить уровень овладения изобразительной деятельностью и развития творчества у детей 4-5 лет;
  • выявить степень владения детьми 4-5 лет разнообразными художественными техниками;
  • установить зависимость развития творчества детей 4-5 лет от степени владения нетрадиционными художественными техниками.
Для того, чтобы выявить уровень овладения изобразительной деятельностью и развития творчества необходимо выработать показатели и критерии оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью. За основу был взят диагностический комплекс, разработанный Т. С. Комаровой [23, с.174].

Выделенные автором критерии были объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности (созданного рисунка), вторая - при анализе процесса деятельности. Разумеется, обе группы тесно связаны между собой и позволяют характеризовать изобразительную деятельность и ее продукты.

Анализ продукта деятельности

  1. Содержание изображения (полнота созданного образа).

В этом критерии мы не выделяли показателей уровня. Анализ детских работ представлял собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях мы выделяем показатели, позволяющие определить уровень овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям.

  1. Передача формы:

- форма передана точно;

- есть незначительные искажения;

- искажения значительные, форма не удалась.

  1. Строение предмета:

- части расположены верно;

- части предмета расположены неверно.

  1. Передача пропорции предмета в изображении: - пропорции предмета соблюдены;

- пропорции предмета переданы неверно.

  1. Композиция.

В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения

- по всей плоскости листа;

- на полосе листа;

- не продумано, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину: - соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

- пропорциональность разных предметов передана неверно.

  1. Передача движения:

- движение передано достаточно четко;

- движение передано неопределенно, неумело;

- изображение статичное.

Этот критерий оценивается, если задача передать движение выделялась на занятии или вытекает из темы занятия.

а) цветовое решение изображения декоративной композиции;

- передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи);

- есть отступления от реальной окраски;

- цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно;

- многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

- преобладание нескольких цветов или оттенков, в большей степени случайное;

- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Для обычной диагностики овладения изобразительной деятельностью можно ограничиться анализом продукта деятельности·; для более глубокой оценки овладения изобразительной деятельностью следует провести анализ процесса деятельности.

Анализ процесса деятельности

  1. Характер линии.

- слитная;

- прерывистая;

- дрожащая, неуверенная или жесткая, грубая;

б) нажим: - средний;

- сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

- слабый (иногда еле видный);

- мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

- крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

- беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах

контура;

- регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

- регуляции удаются не всегда;

- не регулирует силу нажима и размах.

  1. Регуляция деятельности.

- адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

- эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп работы увеличивается; при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

- адекватна;

- неадекватна (завышенная, заниженная);

- отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно,

средне, безразлично) ребенок относится: - к предложенному заданию;

- к процессу деятельности;

- к продукту собственной деятельности.

  1. Уровень самостоятельности:

- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае

необходимости обращается с вопросами;

- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами ко взрослому не обращается.

  1. Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию творчество и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

первый (по месту за критерием) высокий уровень - 3 балла;

второй средний - 2 балла; третий низкий - 1 балл.

- форма передана точно - 3 балла;

- есть незначительные искажения - 2 балла;

- искажения значительные, форма не удалась - 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наибольшее число баллов, которое может получить ребенок, - 21, наименьшее - 7; число баллов зависит от полученных каждым ребенком по каждому показателю оценок.

Для диагностики была взята группа критериев, построенная на анализе продуктов деятельности и позволяющая определить уровни овладения рисованием. Мы сделали сводную таблицу и представили в ней все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю (см.

приложение 1, 2). Таким образом, было определено количество детей, имеющих высокий, средний и низкий уровень развития изобразительной деятельности дошкольников. Результаты диагностики представлены в таблице № 1.

Таблица №1

Анализ уровня развития изобразительнойдеятельности дошкольников на констатирующем этапе

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

экспериментальная

4 чел.

5 чел.

9 чел.

контрольная

3 чел.

6 чел.

9 чел.

Проведенное диагностическое обследование, показало, что обе группы имеют практически одинаковый уровень развития изобразительной деятельности. Следует отметить большое количество детей, имеющих низкий уровень, характеризующийся неумением раскрыть тему, изображение предмета дается статично, без движения, используется два – три цвета, иногда допускаются ошибки в использовании цвета, композиция не соответствует теме;

Глава 2. Влияние нетрадиционных техник изображения на развитие детского творчества в теории и практике дошкольного образования

Пассивность (вина): вялость, отсутствие инициативы, зависимость от других людей, подавленность, отсутствие признаков поло-ролевого общения. Новообр - заторможенность.

Модус: вторжения и проникновения. Драматическая ритуализация – проигрываниевзр жизни.

Рассматривается в связи с Эдиповым комплексом. У мальчиков страх изза комплекса кастрации, у девочек чувство вины. Рождаются моральные чувства.

Трудолюбие, прилежание: выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков, постановка и решение реальных задач, ориентация на будущее. Новообр – компетентность.

Чувство собственной неполноценности: слаборазвитые навыки, избежание сложных задач и ситуаций соревнования, ощущение обречённости на посредственное существование, ощущение затишья перед бурей, робкое поведение, комфортность. Новообр – инертность. Либо сверхуонкуренция, либо пассивный уход от задач.

Технологическая ритуализация.

Процесс сублимации – переключение энергии на социально желаемые стадии. Возраст психосоциального моратория, ограничений на сексуальную жизнь.

V. Подростковый возраст, пубертат (11 - 20 л.)

Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы, самоопределение “ каким быть”, экспериментирование себя в разных ролях учения, чёткая половая поляризация, формирование личности и мировоззрения, способность быть лидером и подчинённым, формир эго-идент. Позитивн новообр – верность.

Путаница ролей: смешение и смещение временных перспектив (мысли не только о будущем, но и о прошлом), стремление разобраться в себе, отношениях с миром, поло-ролевая фиксация (смешение форм поло-ролевого общения), путаница в мировоззрении, неумение сочетать лидерство и подчинение. Деструктивн новообр – отказ от роли и смешение ролей, принятие негативной идентичности.

Критическая стадия для формирования идентичности. Выбор между эгоидент и смешением идент. Радиус значимых отношений сверстники. Ритуализация – идеологическая.

Это все в условиях психосоциального моратория. Специфические особенности подр возраста: размытое чувство времени (ночь как одна минута), частичная утрата продуктивности, уход от близких отношений, стремление к одиночеству, примерка негативной идентичности.

1. предрешение – кризиса не было, выбор сделан

2. мораторий – кризис актуален, выбор не сделан

3. достигнутая идентичность – кризис пройден ,выбор сделан

4. диффузная идентичность – кризис не состоялся или не было, и выбор не сделан.

VI. Ранняя зрелость, молодость (20 - 25 л.) Близость к людям: стремление к контакту с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей, любовь и работа, удовлетворённость личной жизнью.

Изоляция от людей: избежание людей, особенно близких интимных отношений, трудность характера, неразборчивость в отношениях, непредсказуемость общения, первые симптомы психических расстройств. - новообр – исключительность, враждебность ко всему, что не мое.

Эпоха

периоды

Социальная ситуация

Ведущая деятельность

Кризисы

Новообразование кризиса

Сфера

развития

РАННЕЕ ДЕТСТВО

Младенчество

(2-12 месяцев)

«Мы» - ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологичеки

Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым

0-2 мес. кризис новорожденности (переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни)

Возникновение индивидуальной психичесой жизни, перестройка физиологических механизмов существования.

Мотивационоо-потребностная

1 год – кризис первого года жизни ( распад Пра-Мы)

Ходьба, возикновение мотивированный представлений

Ранний возраст (1-3 года)

Распад «Пра-Мы», приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений

Предметно-орудийная. Использование предмета как орудия. Речевое развитие – центральная линия развития

Кризис «я сам» (3 года).

Симптоматика: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Суть кризиса: перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка

Ребенок называет себя, используя местоимение «я» - становление самосознания, гордость за достижения. Рождение автономной личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого.

Познавательно-умственная

Д

Е

Т

С

Т

В

О

Дошкольный (3-7 лет)

Распад совместной деятельности с взрослым

Сюжетно-ролевая игра. Развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление эгоцентризма, развитие идеального плана, развитие произвольности Новообразование - наглядно-образное мышление.

Кризис 6-7 лет.

Симптоматика: потеря непосредственности, манерничание, симптом горькой конфеты.

Суть кризиса:формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру

Вступление в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно-полезную деятельность.

Мотивационно-потребностная

Младший школьный (7-11 лет)

«Ребенок-близкий взрослый» и «ребенок- социальный взрослый»

Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий). Центральная линия – интеллектуализация.

Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости

Возникновене представления о себе как «не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, нет подлиннной взрослости, но есть потребность в признании взрослости окружающими.

Познавательная

сфера, интеллект

ПОДРОСТНИЧЕСТВО

Младший подростковый возраст (12-15 лет)

Господство детского общества над взрослым

Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения.

Кризис 15 лет. Формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания

Открытие «Я», возникновение рефлексии – на ее основе самосознания, осознание своей индивидуальности.

Мотивационно-потребностная,

усвоение моральных норм

Старший подростковый возраст (15-17 лет)

Подросток находится в ситуации моратория – нужно самоопределиться

Учебно-профессиональная

Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость

Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе.

Познавательная деятельность. Становится более специфичной, появляется самообразование

Глава 1. Теоретические основы формирования детского изобразительного творчества средствами нетрадиционных художественных техник

Творчество – высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно - технической, хозяйственной и т.д.

Творчество – вид человеческой деятельности, направленной на создание чего-либо нового, неповторимого.

Таким образом, творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Существует необходимость включения в содержание образования наряду со знаниями и умениями опыт творческой деятельности и утверждал, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

- видение новой функции предмета;

- видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение структуры объекта;

- способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми предпосылками к творчеству могут быть умение человека нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, способность к воображению;

- умение видеть внутренние связи между различными явлениями, событиями; способность не только решать конкретные задачи, но и умение прогнозировать перспективу развития идей для будущего.

С позиции эстетики художественное творчество есть самовыражение внутреннего мира художника, который не только познает, но и выражает своё видение, своё понимание окружающего. Результатом его творческой деятельности является художественный образ как особый вид освоения действительности.

Художественный образ - это конкретно чувственное и, в то же время, обобщенное видение и воссоздание жизни, которое обогащено эмоционально-эстетической оценкой художника. У человека, воспринимающего художественный образ, эстетическая реакция может изменяться в зависимости от жизненного опыта, психологической установки, знаний специфики данного вида и жанра искусства, особенностей изобразительного «языка».

Так же творчество можно рассматривать как сущностное свойство целостности человеческого бытия. Оно часто трактуется как высший уровень деятельности человека, создающее материальные и духовные ценности.

Таким образом, подчеркивается, что творчество - это результат деятельности головы (т.е. сознания и мышления) и рук (уровня развития ручных умений).

- творчество есть деятельность, состоящая в производстве существенно нового;

- творчество в генетическом плане представляет собой создание новых полезных комбинаций из элементов различных систем;

- творчество органически связано с познанием, отражением действительности, законов ее развития и функционирования;

- творчество есть процесс, состоящий в постановки и в решении проблем, не стандартных задач или процесс разрешения, лежащих в основе развития общества противоречий между потребностями человека и средствами их разрешения;

- творчество есть форма качественного развития мира и окружающей среды, всей культуры;

- высшая специфическая форма развития человека;

- высший вид деятельности первичный по отношению к стереотипной исполнительской деятельности;

- представляет собой единство духовного и материального;

- есть проявление диалектики, проявления ее законов и категорий;

- родовой признак, сущность человека, способ его бытия, форма его саморазвития и самоутверждения. [59, 46].

Таким образом, в творчестве человек выступает и как субъект и как результат творчества. В творческой деятельности он само развивается и самосовершенствуется. В человеческом обществе формирование творческой личности зависит от среды, в которой она находится, и от личностных качеств, которые постепенно формируются в деятельности.

А.Т. Шyмилин определяет несколько категорий нового, возникающего в процессе творчества: субъективно-новое, локально-новое, регионально-новое, объективно-новое. Дети дошкольного возраста, в силу малого опыта и отсутствия необходимых знаний не могут создать произведение искусства, но в процессе творческой деятельности, они постоянно открывают что-то новое для себя. [62]

О.В. Дыбина, анализируя исследования, посвященные теории творчества, выявила такую последовательность становления творческой деятельности: возможность, - способность, - творческая способность, как общая (не дифференцированная), - творческая способность как потребность (специализированная и предметная), - творческая способность личностно-индивидуального бытия в самореализации. [14]

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в творческой деятельности взрослых принимают участие: «ум», «характер», «чувство». Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество.

Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Заканчивая анализ общих и специфических характеристик творчества в изобразительном искусстве, следует еще раз подчеркнуть, что творчество является центральным звеном, основной категорией искусства, мерилом его ценности и выражением его основных закономерностей и особенностей.

- творчество заложено внутри ребенка и раскрывается спонтанно под воздействием развития;

- творчество может развиваться при условии создания определенных условий;

- творчество развивается под воздействием обучения.

Исследователи каждого из направлений приводят доказательства своей точки зрения. Мы придерживаемся позиции, что творчество человека (взрослого и ребенка) можно сформировать в процессе активной деятельности и, поэтому, подробно рассмотрим исследования различных педагогов и психологов данного направления.

Одним из первых определение детскому изобразительному творчеству дала Е.А. Флерина. Она определяла детское изобразительное творчество как «сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое подчинено работе воображения, на отображении своих наблюдений, а так же впечатлений полученных им через слово, картинку и другие виды искусства.

Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» [56, 181]. В этом определении подчеркивается связь детского творчества с окружающей действительностью и активностью ребенка в процессе создания изображения.

В нашей исследовательской деятельности мы опирались на определение детского творчества сформулированное Т.С. Комаровой, которая пишет: «Творчество заключено в создание ребенком субъективно-нового (значимого для него прежде всего) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком);

и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в творческой деятельности, и результата, придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.

), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы - на основе усвоения формообразующего движения, обобщенных способов, образов героев сказок;

в драматизации - на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голоса и т.п.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание вариантов изображения, ситуаций, движений, сказок и т.п.» [ 25, с.14]

«Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказок, рассказа, игры-драматизации, например, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительно-музыкальной, игровой и других на основе ранее усвоенных общих способов той или иной деятельности)» [24, с. 94].

В этом определении подчеркивается, что творчество детей дошкольного возраста включает не только результат деятельности, но и саму деятельность по созданию рисунка, а также поиск возможности перенесения одного способа действий на другой.

Таким образом, следует отметить особенности детского творчества: субъективность, эмоциональность и постепенный переход деятельности из ориентировочной в целенаправленную, исполнительскую и продуктивную. Эти особенности во многом и формируют методику руководства творческой деятельностью дошкольников.

Н.П. Сакулина, выделяя особенности художественного творчества, отмечала, что развитие творчества «невозможно без эстетического освоения действительности (под освоением мы разумеем восприятие, эстетическое переживание, а также эстетическую оценку) При таком освоении действительности у человека накапливается запас представлений (образов), который кладется в основу художественного творчества». [47, с.107]

Дети с самого раннего возраста способны воспринимать огромное количество информации, но перерабатывается только небольшая часть того, что воздействует на ребенка. Такая избирательность зависит от развития восприятия, особенностей возраста, интересов и личностных установок маленького человека.

Психологи отмечают синкретичность, слитность и недостаточную отчетливость образов восприятия у малышей, что обусловлено неразвитостью психических процессов и недостаточностью опыта детей.

Глава 1. Теоретические основы формирования детского изобразительного творчества средствами нетрадиционных художественных техник

Родителям нужно познакомить детей с живописью. Дети обычно любят рассматривать картины. Благодаря своей наглядности и красочности они доступны детям, особенного подросткового и старшего возраста.

Наибольший интерес вызывают у детей бытовые и исторические картины.

Знакомство детей с живописью расширяет кругозор детей, развивает их эстетические чувства, положительно влияет на их поведение.

Многие любят собирать художественные открытки, репродукции художественных произведений, составлять альбомы из них. Это способствует художественному воспитанию и развитию детей.


Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass