Особенности психологии ребенка — советы для родителей

О каких особенностях подросткового возраста должны знать родители

Все начинается примерно в 12 лет. Юнец освобождается от детских иллюзий. Критическое мышление, гормоны постепенно разрушают наивное восприятие реальности. У тинейджера пропадает ощущение защищенности, вера, что «за родителями, как за каменной стеной». Стена вдруг оказывается из песка, разрушается.

И подростковая психология заставляет судорожно искать собственную идентичность. Здесь нужна помощь родных. Они должны отыскать «хорошее» я. А «угодить в плохую идентичность» подростку легко, ведь привязанности, зависимости тинейджера формируются невероятно быстро.

В компании приятелей тинейджер впервые по-настоящему самостоятельно социализируется, занимая определенное место в молодежной группе, встречаясь со сверстниками противоположного пола. Часто мнение друзей становится очень важным.

Если приятели употребляют алкоголь, подростку стыдно соблюдать трезвость. Однако тинейджер отличается сильным непостоянством, все время ищет собственную идентичность. Приятели, компании, пристрастия, кумиры могут меняться часто. И это — одна из особенностей подросткового возраста, психологии тинейджера.

Для 13–14-летних внешность нередко становится главным мерилом всего. Полные или «дрыщи» часто становятся «аутсайдерами», объектом насмешек.

Для девочек косметика, прически, духи, одежда вообще становится настоящим фетишем. Нередко желание походить на кумиров, крайне критичное отношение к собственной внешности вызывает пищевые расстройства, страх растолстеть.

Кроме того, из-за его нехватки организм тинейджеров переполнен дофамином. Этот гормон заставляет искать приключений, совершать необдуманные поступки. Определить, нет ли нехватки цинка, несложно — «подскажут» белые точки на ногтях.

Роль родителей для 13–14 летнего ребенка огромна. Именно они способны сделать так, чтобы чувство ответственности у чада ясно увязывалось с наградой или наказанием. Родители могут стать тем «конструктивным началом» жизни тинейджеров, которое поможет постепенно приобрести самоуважение, избавит от желания бороться со взрослыми.

Главное, не скатиться к злобному неприятию ребенка, начать видеть его исчадием ада, которое специально только делает, что вредит. Нужно научиться слышать подростка, идти на разумные компромиссы. Тогда постепенно удастся вновь вернуть утраченный авторитет.

Подростковый возраст считается самым сложным для обучения и воспитания ребенка. В период от 12 до 17 лет происходит переход из детства во взрослую жизнь. Данный процесс сопровождается серьезной психологической и физиологической перестройкой.

Особенности подросткового возраста связаны не только с переходом личности на новый уровень развития, но и с бурными физиологическими изменениями. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие определяют многие поведенческие реакции подростка. Родителям важно учитывать эти факторы, что поможет лучше понимать ребенка.

Основные особенности физиологического развития подростка связаны с половым созреванием и быстрым физическим ростом. У ребенка наблюдается резкое изменение роста, веса и пропорций тела, формируются вторичные половые признаки.

Быстрая перестройка организма провоцирует эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения. У мальчиков период наибольшей эмоциональней нестабильности приходится на возраст от 11 до 13 лет, у девочек – 13-15 лет.

Отдельная проблема подросткового возраста проявляется в виде угловатости, которая связана с неравномерным ростом (сначала вырастают кисти рук и стопы, потом конечности, и только после этого – туловище). Многие подростки становятся неуклюжими, в связи с этим у них появляются серьезные комплексы.

Основные особенности психологического развития подростков связаны с изменением ведущей деятельности и социального статуса. Эти перемены характеризуются несколькими особенностями.

Ведущей деятельностью подростка становится общение со сверстниками, а взаимоотношения с родителями и родственниками отодвигаются на второй план.

Развитие ребенка в подростковом возрасте – переход от детства и зависимости от родителей к самостоятельной жизни и пониманию личной ответственности.

У подростка возникает потребность в принадлежности к какой-либо группе. Обычно такие группы отличаются специфическими формами поведения, имеют собственные нормы и установки.

Внешне они противоречат нормам, которые установлены взрослыми.

Смена интересов обычно плохо отражается на школьной успеваемости, поэтому родители пытаются ограничить ребенка в общении со сверстниками, что также порождает конфликты.

Подросток осознает свой меняющийся социальный статус, старается расширить собственные права, начинает стремиться к независимости. Это нормальный процесс, который позволяет ему исследовать свои возможности и научиться самостоятельности.

В этот период очень важны правильно установленные ограничения.

Только с их помощью подросток сможет в безопасных условиях получить представления о рамках дозволенного, в то время как предоставление ему полной свободы действий может привести к весьма серьезным и необратимым последствиям.

Одна из частых родительских ошибок в период подросткового возраста – стремление полностью оградить детей от ошибок и трудностей. Родители сами получили негативный жизненный опыт, поэтому им кажется, что они все делают правильно, пытаясь направить ребенка на нужный путь. Но при этом они забывают, что человек не может учиться только на положительном опыте.

Взрослое, осознанное понимание себя и своей позиции в обществе может сформироваться, в том случае если подросток будет иметь представление, как о позитивных, так и о негативных сторонах жизни.

При этом родителям необходимо ограждать его от крайностей и не позволять совершать непоправимых ошибок.

Система требований и правил должна быть хорошо аргументирована и понятна ребенку. Важно, чтобы он принимал участие в ее обсуждении, знал обо всех предъявляемых к нему требованиях и был согласен с мерами наказаний за их невыполнение. Устанавливая подростку какие-либо запреты, необходимо опираться на следующие правила:

  • Каждое новое правило вводите путем диалога, в котором существует равенство позиций взрослого и подростка. Важно уважать право выбора ребенка, в том числе и право на совершение ошибки.
  • Ребенку нужно объяснять, что вас не устраивает в его действиях, но не в нем самом. При этом четко аргументируйте любой запрет.
  • Любые ограничения применяйте последовательно, а не используйте лишь в качестве угрозы.
  • Правил и запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
  • Позволяя ребенку принимать самостоятельные решения, нельзя допускать вседозволенности.
  • Не ограждайте ребенка от отрицательных последствий его действий или бездействия. Только так он может научиться ответственности.
  • Забота о ребенке должна выражаться не только в форме требований, но и в виде эмоциональной поддержки, искреннего интереса к его жизни, проявления гордости за него.

Своими нежелательными действиями или протестами ребенок всегда преследует определенную цель. Выясните, какова его мотивация, и попытайтесь совместно найти другие пути достижения цели. Например, если девочка начала злоупотреблять косметикой, вместо полного запрета лучше предложить дочке занятия с визажистом, где она научится наносить макияж красиво и со вкусом.

Если родители будут относиться к проблемам ребенка внимательно и с уважением, а также покажут, что как личность он имеет равные с ними права, им наверняка удастся пережить период подросткового возраста без больших потрясений.

Психологические особенности подростков — коренные изменения во всем

Когда ребенку исполняется 12-14 лет, то сложно не заметить, что в этот период он начинает активно расти. Так, некоторые дети вырастают за год на 3-7 см.

, что является достаточно сложным испытанием для всего организма.

Активнее всего растут трубчатые кости, формируется грудная клетка, руки и ноги, подросток становится непропорциональным, может быть нарушена координация движений.

Помимо роста непосредственно скелета перестраивают свою работу и внутренние органы: изменяется деятельность гипофиза, увеличивается темп роста мышечной системы, ускоряется обмен веществ. Также более активно начинают работать половые и щитовидная железы, растет сердце, увеличивается объем легких.

Максимально активны половые гормоны, благодаря чему у подростков усиливаются вторичные половые признаки: у девочек увеличивается грудь, появляются менструации, у мальчиков мутирует голос, появляется кадык, растут волосы на лице, теле, возникают поллюции.

В результате всех этих кардинальных физиологических изменений у подростка могут возникнуть проблемы со здоровьем.

Частые головные боли, бессонница, повышенная утомляемость, сложности с аппетитом, нестабильное артериальное давление, снижение внимательности и отсутствие концентрации – это лишь только  общий список возможных жалоб, на которые обязательно стоит обратить внимание родителям.

Подростковый возраст: психологические и физиологические аспекты, 6 важных советов родителям

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «По количеству гормональных и физиологических изменений подростковый период можно сравнить, не удивляйтесь, с беременностью. Организм ребенка меняется также кардинально, как и организм женщины, которая готовится стать матерью, только во время беременности этот процесс более сжат во временных сроках.

Согласитесь, такие физиологические изменения не могут произойти бесследно и для психики ребенка, ведь все взаимосвязано. Рост сердца, легких и системы кровеносных сосудов происходит рывками, а результате – недостаточное насыщение головного мозга ребенка кислородом.

К чему это приводит? Снижается внимание, возникают сложности с работой над несколькими объектами, например – успешно решать задачу и параллельно болтать с соседом по парте становится гораздо проблематичнее.

В такой период родителям необходимо понять состояние ребенка, поддержать его здоровье и попытаться максимально облегчить возникшие симптомы».

Читай также: Гигиена подростков: особенности ухода за собой

Конечно, все изложенные нами выше физиологические изменения однозначно оказывают влияние на психологическое состояние подростка. Перед ребенком возникает немало новых задач и трудностей, с которыми приходится столкнуться, он пытается начать жить и общаться по-новому, как взрослый, но пока не всегда успешно это делает.

Из-за внешних изменений тела, к которым ребенку еще необходимо привыкнуть, у него может возникнуть двойственное отношение к себе: смешения чувства гордости и брезгливости, стыда и радости, непринятия и восхищения.

Подростки могут или стать излишне неряшливыми, проявляя протест против своего нового тела или, наоборот, уделять себе гораздо больше внимания, яростно исследуя в зеркале каждый новый возникший прыщик.

Также в этот период у подростка наблюдается снижение самооценки. Он начинает все более активно сравнивать себя с другими мальчишками и девчонками, зачастую обращая внимание именно на свои слабые стороны, ощущает неуверенность в собственных силах. Поведение подростка в компании сверстников противоречиво:

  • с одной стороны он стремится во что бы то ни стало быть таким, как все, с другой – очень хочет выделиться и отличиться любой ценой, и не всегда с позитивной стороны;   
  • с одной стороны ребенок стремится заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирует собственными недостатками.

Также в подростковый период у ребенка часто возникают проблемы в школе: из-за снижения уровня внимания и концентрации ухудшается успеваемость, к тому же подросток уже требует определенной самостоятельности и независимости, поэтому в ответ на замечания учителя отвечает резко, демонстративно и цинично.

В подростковом возрасте ребенок во всем сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо лично удостовериться, насколько гипотезы соответствуют истине, авторитет учителя для него уже ничего не значит.

Наша мама-форумчанка Manana рассказывает: «Дочери 15-ть, и теперь уроки для нее – ничто.

Раньше она хорошо училась, а теперь на все мои нравоучения по поводу школы говорит: «Мама, зачем мне это надо? У нас в классе никто не получает хорошие оценки, это не модно! С заучками никто не общается!

д…Фыркает, типа глупости какие… Недавно я нашла в интернете статью, о том, что началось новое веяние, где ботаны – это сексуально, что умные люди опять входят в тренд. Распечатала ей, принесла почитать. Больше не знаю, как мотивировать… Когда уже этот тренд до нас дойдет?»

Школа и обучение сейчас не на первом месте у подростка, интерес к другим людям, отношения с друзьями и противоположным полом пересиливает важность и необходимость получения новых знаний. Подросток весь во власти различных душевных переживаний, остро воспринимает критику друзей, трагедией может стать разрыв с любимым человеком, замечание, сделанное мимоходом родителями или учителем.

Подростковый возраст: психологические и физиологические аспекты, 6 важных советов родителям

Не смотря на важность аспекта общения, в диалогах подростка с друзьями, а особенно противоположным полом может наблюдаться развязность и нарочитая хамовитость.

Помимо того, что это считается «круто» в подростковой среде, ведь культурное поведение, по их мнению, это удел слабаков, подобную реакцию можно объяснить и эмоциональной растерянностью ребенка.

Он пока еще не знает, как нужно правильно общаться, и только учится строить отношения. Помочь подростку в освоении этого важного умения должны родители.

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «Если подросток придет за советом к родителям, очень важно отнестись к такому разговору серьезно, не отмахиваться, занимаясь важными взрослыми делами.

Конечно, гораздо проще сказать «да я в твоем возрасте» «мал ты еще, чтобы думать про такое», но подобный подход никоим образом не решит возникшую у ребенка проблему. И если помочь ему не захотят родители, он пойдет за пониманием и принятием к своим друзьям, а проконтролировать, как и что у них там будет происходить, вы уже будете не в силах.

Да, ребенок может съехать в учебе, но родителям стоит принять тот факт, что в подростковом возрасте в школу ходят чаще всего не для получения знаний, а ради общения со сверстниками.

И если ребенок обратился к вам с проблемами типа «если друг оказался вдруг» или «а он меня не любит», не стоит пребывать в шоке и отсылать его учить алгебру или делать домашнее задание по английскому.

Не относитесь к подростку, как к несмышленому ребенку. Представьте, что посоветоваться к вам пришел ваш друг. Вы ведь выслушаете его? В подростковом возрасте родителю очень важно оставаться человеком, с которым ребенку можно поговорить, который поймет, поможет и не осудит, особенно если у ребенка возникнут серьезные проблемы, такие как незапланированная беременность или проблемы с законом».

Читай также: Как преодолеть кризис в отношениях с подростком

Безусловно, резкость, агрессия, циничность, грубость и другие негативные реакции в поведении ребенка часто вызывают ответную реакцию родителей: в ход идут крики, нотации, шантаж и различные ограничения.

Как ни странно, но переходный возраст – это проверка и для родителей. Именно сейчас им просто необходимо перестроить свои отношения с ребенком, перейдя с авторитарно-указывающего стиля общения («все будет так, как я сказал!») на демократичный, дружеский, понимающий.

Важно принять перемены, происходящие в ребенке, ослабить внутренний родительский контроль, перестать отслеживать каждый его шаг, понять, что ребенок взрослеет и это – абсолютно естественный процесс.

Безусловно, говорить ополном отсутствии запретов не стоит, установленные принципы и определенные нормы поведения необходимы подростку. Однако родителям стоит прививать их не путем полного неприятия желаний ребенка, а демонстрируя свои чувства и выражая свое отношение к компании подростка или его поступкам.

Вам не нравятся друзья, с которыми ребенок проводит время? С помощью «я-высказываний» вы можете выразить свое отношение к ним, постараться поговорить с подростком так, чтобы он понял, что именно вас беспокоит и прислушался.

Главное, чтобы ваши аргументы были достаточно весомыми, просто «они все нечесаные и немытые, в наколках, постоянно курят и ржут» не подойдет. Не стоит безосновательно обвинять ни друзей подростка, ни его самого.

Лучше формируйте предложения с использованием фраз «я думаю, что…», «мне кажется, что…», «я переживаю, что ты…», «мне бы хотелось, чтобы ты…», «мне будет спокойнее, если…» и т.д.

Если же подойти к вопросу с позиции запретов («с ними ты будешь общаться только через мой труп!»), достичь консенсуса с подростком вряд ли удастся. Чаще всего в ответ на позицию родительского давления ребенок замыкается и уходит в себя или делает назло, даже если прекрасно понимает последствия своего поведения.

Наша мама-форумчанка Koti рассказывает: «Когда я разговариваю с сыном подростком, мне кажется, что я вернулась на 13-15 лет назад и пытаюсь уговорить годовалого или трехлетнего карапуза, покушать или уйти с площадки без традиционной истерики.

Сейчас – аналогичная ситуация, просто карапуз вырос, а вот стиль общения с ним пока приходится поддерживать почти точно такой же. Задача – выстроить разговор так, чтобы не сорваться. Реакция сына на крик – полный игнор, как и 13-ть лет тому. А мне это не подходит аж никак, ведь мне нужно достучаться до его понимания. Терпение – наше все.

Развитие подростка: все основные аспекты

Один из самых сложных периодов в жизни человека — 12 – 17 лет (с небольшими отклонениями). Практически никто не избежал кризисных явлений в этом возрасте, но мало кто помнит о них. Поэтому многие родители огорчаются, встречая непонимание со стороны своих детей и пытаются воздействовать на них различными методами, только ухудшающими ситуацию.

В этом возрасте ребенок становиться личностью и пытается самоутвердиться, прежде всего, в среде сверстников. Он сравнивает себя с окружением, пытается стать своим. Мнение одноклассников или друзей по двору становиться более важным, чем родителей.

Все эти психологические изменения происходят на фоне взросления организма, сопровождаемого специфическими симптомами. Это усложняет и без того сложное положение и вызывает даже такие, ранее не проявлявшееся черты, как грубость, упрямство, самомнение.
Подростковый возраст: психологические и физиологические аспекты, 6 важных советов родителям

Подросток начинает воспринимать себя как взрослого человека, возможности и полномочия которого значительно выросли. Минуя этап ощущения ответственности за свои действия, тинэйджер ставит в приоритет свои личные потребности, зачастую игнорируя мнение и желания других, в том числе родителей и других членов семьи.

Выход из ситуации — найти занятие, не позволяющее подростку замкнуться в своем мире и уйти в глубины самоанализа и самокопания. Эти состояния не подтверждены надлежащим опытом и приводят к депрессиям или излишне острым реакциям на внешне безобидные для окружающих события.

Самый простой способ — социальная активизация. Подражая взрослым, ребенок усваивает новые для себя правила поведения. Это выводит его развитие на  более высокий уровень, определяет кругозор, расширение сферы интересов и способствует более оптимистичному взгляду на будущее.

Центры развития подростков в Харькове созданы с целью направить внутреннюю энергию детей в нужное русло и правильно реализовать потенциал самоутверждения. В центрах работают опытные грамотные педагоги, отлично знающие психологию подростков и умеющие найти к ним подход в самых сложных ситуациях.

Ранний период самоопределения — 12-14 лет. В этом возрасте ребенок стремится к самоопределению и выработке понятной ему системы координат. В возрасте 15 – 17 лет внимание подростка направлено на более конкретные цели выбора будущей профессии и своего места в жизни, согласно его представлениям об окружающем мире.

Поиск своей цели и самоутверждение часто сопровождается заметными изменениями поведения и характера. Эти возрастные особенности характерны для всех детей, но быть сторонним наблюдателем родителям не стоит.

Формирование собственного Я

Физиологические изменения. Под половым созреванием имеется в виду двухлетний период интенсивного роста, который предшествует половой зрелости. Половая зрелость у девочек начинается с первым менструальным циклом. У мальчиков нет такого ярко выраженного события.

У большинства девочек половое созревание начинается в 11 лет, и первый менструальный цикл бывает двумя годами позже – в 13 лет. Но у довольно многих девочек половое созревание начинается в 9 лет.  Бывает, что оно начинается только в 13 лет.

Подростковый возраст: психологические и физиологические аспекты, 6 важных советов родителям

В исключительных случаях  половое созревание девочек начинается уже в 7 лет или только в 15 лет. Более позднее или раннее половое созревание не означает неправильного функционирования желез внутренней секреции.  Это значит только то, что они работают по разным расписаниям.

Это индивидуальное расписание – вероятно наследственная черта. Если половое созревание у родителей наступило позже, то у их детей оно обычно наступает позже.      

     Половое созревание мальчиков начинается в среднем на два года позже, чем у девочек. Если у девочек половое созревание начинается в среднем в 11 лет, то у мальчиков – в 13 лет.

Оно может начаться уже в 11 лет или в редких случаях даже раньше, но может задержаться и до 15 лет, а у очень немногих мальчиков – и дольше.  Мальчик начинает расти с удвоенной скоростью. Его половые органы интенсивно развиваются и вокруг них вырастают волосы.

Позже начинают расти волосы под мышками и на лице. Голос ломается и становится ниже.                     

Мальчик, так же как и девочка, может пережить период  физической и эмоциональной неловкости, стараясь научиться управлять своим новым телом и новыми чувствами.  Так же как его голос – то высокий, то низкий, сам он – одновременно и мальчик и мужчина.

Здесь уместно поговорить о трудностях взаимоотношений между мальчиками и девочками в школе в период полового созревания и зрелости.  В одном классе учатся мальчики и девочки одного возраста, но между 11 и 15 годами девочка практически на 2 года старше мальчика того же возраста.

Она опережает мальчика по развитию, она выше ростом, у неё более «взрослые» интересы. Ей хочется ходить на танцы и принимать ухаживания, а он ещё маленький дикарь, который считает постыдным обращать внимание на девчонок.

Мальчик, чье половое созревание задерживается, который всё ещё меньше других по росту, в то время как его товарищи вырастают в мужчин, ещё больше нуждается в утешении, чем отстающая в половом созревании девочка. Рост, телосложение и сила играют огромную роль в глазах детей этого возраста.

Но в некоторых семьях, вместо того, чтобы успокоить мальчика, что со временем и он вырастет на 24-27 см, родители ведут мальчика к врачу, умоляя провести курс специального лечения. Это ещё больше убеждает мальчика, что с ним действительно что-то не в порядке.

 Разумнее и безопаснее позволить нормальному мальчику развиваться в соответствии со своим индивидуальным, врождённым «планом».

Половое созревание меняет структуру кожи. Поры увеличиваются и выделяют больше жира. От скопления жира, пыли и грязи образуются угри. Угри ещё больше расширяют поры, что облегчает проникновение под кожу бактерий, вызывающих небольшую инфекцию или прыщик.  У подростков также усиливается выделение пота.

Небольшая особенность строения его тела или функционирования организма сразу же убеждает мальчика, что он не такой, как все, что он хуже других. Подросток так быстро меняется, что ему трудно разобраться, что он собой представляет.

Его движения становятся угловатыми, потому что он ещё не может управлять своим новым телом так легко, как раньше; аналогично вначале ему трудно управлять и своими новыми чувствами.  Подросток легко обижается на замечания.

Но в следующую минуту он чувствует себя ребёнком и ощущает необходимость в защите и материнской ласке. Его могут беспокоить половые желания. Он ещё не очень ясно представляет себе, откуда они исходят и как поступать.

Спустя некоторое время, мальчики и девочки, учащиеся в одной школе, начинают мечтать друг о друге, но пройдёт ещё много времени, прежде чем самые застенчивые найдут в себе смелость выразить свои чувства в лицо.

Требование свободы часто означает страх перед ней. Почти все подростки жалуются, что родители стесняют их свободу. Для стремительно взрослеющего подростка естественно настаивать на своих правах достоинстве, приличествующих его ступени развития.  Ему приходится напоминать родителям, что он уже не ребёнок.

Но родители не должны буквально понимать каждое требование ребёнка и уступать без разговоров. Дело в том, что подростка пугает его стремительный рост. Он совершенно не уверен  в своей способности быть таким знающим , умелым, утонченным и обаятельным, каким бы ему хотелось быть. Но он никогда не признается в своих сомнениях ни себе, ни тем более родителям.

Подростковый возраст: психологические и физиологические аспекты, 6 важных советов родителям

Подросток боится своей свободы и в то же время протестует против родительской опеки.

Если решение родителей разумно, подросток принимает его и в глубине души благодарен.  С одной стороны, родители в праве сказать: «Мы лучше знаем», но с другой – они должны чувствовать и проявлять глубокое доверие к своему ребёнку, к его суждениям и его нравственности.

Ребёнка удерживает на правильном пути главным образом здоровое воспитание и уверенность в том, что родители доверяют ему. 

       Напряженность, возникающая иногда в отношениях между подростками и их родителями, частично объясняется естественным соперничеством.

  Подросток осознаёт, что пришла очередь покорять мир, привлекать противоположный пол, быть отцом или матерью.  Он как бы старается потеснить родителей и столкнуть их с вершин власти.

Родители подсознательно это чувствуют и. разумеется, не очень довольны.

Подростковый возраст: психологические и физиологические аспекты, 6 важных советов родителям

Возможны также трения между отцом и дочерью, между матерью и сыном. Родители, безусловно, привязаны к своим детям-подросткам, и это помогает нам понять, почему мать в душе или открыто не одобряет девушек, которые нравятся сыну, и почему отец может бурно возражать против молодых людей, ухаживающих за его дочерью.

1.6 Нарушения поведения у подростков.

Проблема нарушения поведения в подростковом возрасте стала наиболее актуальной в последнее десятилетие и во многом связана с таким феноменом, как акселерация, т.е. ускорение физического развития и полового созревания.

Хотя большинство современных подростков уже в 13-15 лет по своему внешнему виду и сексуальному развитию соответствуют 18-19-летним юношам и девушкам, в своём поведении и эмоциональных проявлениях многие остаются инфантильными.

        У многих подростков наблюдается явный диссонанс между физическим и социальным развитием.

Некоторые стороны психического развития не успевают за ускоренным физическим развитием, и могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому влиянию,  неразвитое чувство ответственности и долга, причудливо переплетающиеся с внешней кажущейся взрослостью.  В выраженных случаях наблюдается дисгармоничный инфантилизм.

       Инфантильные подростки не способны критически оценивать себя и свои поступки.

Они требуют от окружающих, чтобы к ним относились как ко взрослым, какими они стали внешне выглядеть и каковыми сами оценивают себя.

Им хочется быть самостоятельными, но дома их ограничивают родители, а в школе их поведение контролируют учителя. Поэтому они находят компенсацию своей независимости вне дома и школьных стен.

       Помимо проблем, связанных с диспропорцией физического и психологического развития современных подростков, существует и диссонанс между самими подростками одного и того же возраста.

У одних физическое и сексуальное созревание происходит быстрее, у других медленнее.

Реакция отказа. Реакция отказа от общения, игр, приёма пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков может быть у подростков, когда родители запрещают им общаться с привычной компанией сверстников.

В нерезкой форме она может проявиться у подростков, внезапно оторванных от привычного места жительства или общения: например перевод в новую школу или переезд на новое место жительства.  В таких случаях подросток общается со всеми, кроме родителей, считая их виновными.

Эта реакция может быть и у детей , лишившихся родителей и взятых на воспитание в другую семью.

Особенно выражена реакция отказа, если ребёнок попадает в условиях, где всё разительно отличается от его домашнего уклада и где с ним чрезмерно строги, наказывают его и он лишён любви и заботы. При этом подросток испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что в его жизни произошло непоправимое событие.

Опасность изгойства

Именно переходной возраст со всей силой проявляется нетерпимостью, нежеланием помочь тому, кто сильно отличается. Если подросток имеет проблемы с внешностью, жди беды. Обязательно найдутся те, кто посмеется, другие поддержат «за компанию».
Подростковый возраст: психологические и физиологические аспекты, 6 важных советов родителям

Подобные проблемы у тинейджеров нередки. Они — немаловажная психологическая характеристика подросткового возраста. Из-за быстрой гормональной перестройки организма у 12–14-летних часто появляются заболевания кожи, лишний вес. Мальчики страдают неконтролируемой эрекцией.

Стать изгоем для тинейджера очень опасно. Все может закончиться не только замкнутостью, депрессиями, неврозами, а даже настоящей трагедией — попыткой суицида.

Мальчики-тинейджеры чаще начинают чем-то сильно увлекаться — становятся «ботаниками», спортсменами, музыкантами. При этом подросток сильно преувеличивает собственные возможности. Мальчик 12 лет наделен тончайшей психологией. Надломить ее элементарно просто.

Первая настоящая влюбленность, поиск призвания

14–17-летние подростки обычно уже не только встречаются со сверстниками противоположного пола, но по-настоящему влюбляются. В этом возрасте чаще всего стартует полноценная сексуальная жизнь (больше, чем «обнимашки-целовашки»).

Впрочем, любовью, дружбой все не ограничивается. Многих 15-летних уже не удовлетворяют быстро надоедающие увлечения. Им хочется найти призвание. При этом будущее еще кажется безоблачным.

Когда тинейджер находит свое призвание (или так думает), то преисполняется амбиций, желания «перевернуть мир». Психология подростка 16–17 лет устроена так, что он уверен: без проблем добьется выдающихся высот в любимом деле.

Как правильно себя вести с подростком?

Важно сохранять золотую середину между «свободой и необходимостью». Не становится диктатором, отдающим команды. Главное, такая тактика совершенно неэффективна, ведь подросток — не маленький ребенок, для которого родители — высший авторитет.

Во-первых, тинейджер может послушаться, однако нехотя. А во-вторых, подросток, привыкший повиноваться родителем, не научится самостоятельно искать решение проблемам, не приобретет лидерских качеств.

Однако давать тинейджеру неограниченную свободу тоже нельзя. Иначе у подростка возникнут проблемы с чувством ответственности. Родители должны четко очертить границы дозволенного. Важно, чтобы тинейджер с этими пределами согласился, принял их, понимал, зачем они нужны.

При этом родители должны учитывать интересы ребенка, грубо не навязывать собственное понимание границ. Глупо, например, пытаться доказывать, что мусорить в собственной комнате — «преступление». Подросток бардак «на родной территории» воспринимает иначе, чем родные.

В его сознании тот никак не увязывается с «бардаком в голове». Тинейджер просто считает, что имеет право самостоятельно решать, стоит ли убирать комнату, или нет. Для него это вопрос личного выбора, а не «морали». Такое часто проявляется у подростков 15 лет и более характерно для психологии мальчиков.

Полезные увлечения

Подросток, как бы он там не бунтовал, все равно подсознательно продолжает во многом подражать родителям, сохраняет душевную связь. Такую особенность психики тинейджера нужно использовать, заинтересовать полезным занятием.

  • активные командные виды спорта. Тинейджеры любят признание группы. И где, как не в баскетболе, футболе, волейболе его завоевать проще всего? Плюс командный спорт — отличный способ «сбрасывать» излишек гормонов;
  • для любителей творить руками подойдет моделирование;
  • подросткам с лидерскими задатками, желанием служить обществу, можно попробовать стать членом молодежной организации по интересам. Там ребенок научится «конструктивно» взаимодействовать в большой группе, вносить посильный вклад в общее дело, руководить;
  • для девочек подойдут курсы по макияжу, созданию причесок, дизайну одежды;
  • подросткам, обожающим делиться собственным опытом с окружающими, можно помочь стать видеоблогерами.

Как разговаривать с подростком?

Подростковый возраст: психологические и физиологические аспекты, 6 важных советов родителям

Многие подростки говорят психологам, что хотели бы больше времени разговаривать с родителями. Но те их «не слышат», осуждают увлечения, стиль жизни. А потому желания общаться нет никакого. Так что необходимо стараться понять увлечения своих чад. Даже когда от их пристрастий коробит.

Отрицание реальности абсолютно бесполезно. А вот если принять интересы ребенка, можно постепенно наладить контакт. Тогда чадо с бОльшим вниманием отнесется к тому, что интересует вас.

Когда что-то бесит, начинать нападать на ребенка, осуждать, — самая проигрышная стратегия. Так только настроите подростка против вас, у него исчезнет желание обращаться за советом. Конечно, осуждайте, но непрямо, находите удобный момент.

Например, сначала можно ребенка за что-то похвалить, показать свое расположение, а потом переходить к мягкой критике, пожеланиям. Также время от времени (без навязчивости) напоминайте, что готовы выслушать, прийти на помощь. Тогда ребенок поймет: у него есть надежная опора. Он меньше будет искать поддержку на стороне.

Разговор с мальчиками-подростками

Мальчики-подростки хуже девочек воспринимают слуховую информацию. Поэтому психологи советуют родителем (когда им нужно серьезно поговорить с сыном) держать его за руку или легонько дотронуться до плеча, смотреть в глаза. Тогда задействован не один слух, но также другие органы чувств.

Важен зрительный контакт, поскольку глазами юнец воспринимает информацию эффективнее, чем ушами. Разговаривать нужно спокойным дружелюбным тоном. Лучше воспринимаются короткие предложения, паузы (достаточно времени ответить).

Понимание особенностей психологии тинейджера поможет родителям воспитать их правильно, подтолкнуть на правильную жизненную линию.


Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass