Принципы воспитания в общей педагогической системе, их характеристика

Основные методы и принципы воспитания

В любом современном обществе воспитание молодого поколения должно быть одной из приоритетных задач. Для этого необходима такая организация процесса обучения, которая базировалась бы на учете и знании объективных закономерностей развития ребенка как личности.

Сегодня в системе образования используют достаточно много принципов воспитания.

В современных условиях основными принципами воспитания являются:

  1. Принцип гуманизма. Акцентируется на воспитанниках и обучающихся, предполагает уважение и требовательность к личности, признание ее человеческих и гражданских прав, веру в безграничные способности и возможности к совершенствованию.
  2. Принцип научности. Базируется на возрастные, половые и психологические особенности детей и обучающихся. Подразумевает широкое использование преподавателями и воспитателями достижений всех наук о человеке (педагогической, психологической и т.д.).
  3. Принцип природосообразности. Определяется как природными задатками индивида, так и его психофизиологическими возможностями, что обусловлено различными социальными и информационными явлениями.
  4. Принцип культуросообразности. Проявляется как совокупность всех многообразных форм духовной жизни общества, обусловливающих формирование и социализацию личности, молодого поколения, базируясь на ценностях мировой и национальной культуры.
  5. Принцип ненасилия и толерантности. Базируется на терпимости воспитателя и преподавателя к воспитаннику, отказ от каких-либо форм физического и психологического насилия.
  6. Принцип связи воспитания с жизнью. Предопределяет учет воспитателем и преподавателем демографических, социальных, экономических, экологических и других условий жизнедеятельности обучающихся и воспитанников.
  7. Принцип открытости воспитательных систем. Базируется на сочетании многообразных воспитательных моделей и жизненного опыта индивида. Организацию и создание на базе этого детских дошкольных учреждении открытого типа, социально-культурных, социально-педагогических и образовательно-культурных комплексов.
  8. Принцип вариативности деятельности. Отвечает за соответствие содержания педагогической деятельности изменяющимся интересам, потребностям и возможностям обучающихся.

Современная отечественная система воспитания наряду с общепризнанными основными принципами использует следующие принципы:

  1. Принцип общественной направленности воспитания. Воспитание должно быть направлено на подготовку воспитанника к активной общественной жизни, на поддержание государственного строя, его органов власти и институтов, формирование социальных и гражданских качеств на основе принятых в государстве идеологии, то есть на реализацию социального заказа и формирование социально нужного типа личности. При рассогласовании целей гражданского общества, государства и личности осуществление этого принципа невозможно.
  2. Принцип взаимосвязи воспитания с трудом и жизнедеятельностью воспитанника. Реализуется через: привлечение обучающихся к посильной общественно-полезной деятельности; ознакомление с основами современного производства, расширение их кругозора, привитие культуру труда; подготовка обучающихся к осознанному выбору профессиональной деятельности; использование краеведческого материала местности на уроках и во внеурочной деятельности.
  3. Принцип опоры на положительные качества в воспитаннике. В задачи любого воспитателя и преподавателя входит нахождение в каждом конкретном случае основного ведущего звена. В воспитательном процессе можно опираться исключительно на терпение, сотрудничество, участие воспитателя в судьбе воспитанника; недопустимы конфронтация и противопоставление сил и позиций. Важно создание позитивного воспитательного фона при высоком уровне организации труда и отдыха, при спокойной деловой обстановке, заботе друг о друге. Не стоит акцентировать внимание на недостатках и промахах обучающихся.
Методы и принципы воспитания тесно взаимосвязаны с принципами обучения. Однако существует разница между ними, своя специфика у каждой категории, которая выходит из своеобразия процессов воспитания и обучения.

С учетом современных представлений о воспитании можно отметить следующие основные принципы:

  • Главная роль учителя;
  • Единство и взаимосвязь компонентов воспитательного процесса;
  • Поддержка коллектива;
  • Гуманизм;
  • Активная деятельность обучающихся;
  • Взаимосвязь воспитания и реальной жизни;
  • Самовоспитание.

Разберем каждый из перечисленных принципов более подробно.

Определение 5

На сегодняшний день принцип воспитания и жизни трактуется как оказание помощи индивиду в его разностороннем развитии, жизненном и профессиональном самоопределении.

Осуществление данного принципа способствует созданию не только системы государственных образовательных учреждений, но и частных учебных заведений, в которых люди могут воплощать свои интересы, не обязательно совпадающие с политическими.

Определение 8

Самовоспитание представляет собой целенаправленную, полностью самостоятельную деятельность, приводящую к наиболее эффективному развитию и совершенствованию личности.

Значимость данного принципа продиктована изменением в современном социальном обществе роли образования. Его значение сегодня можно сформулировать следующим образом: «Образование через всю жизнь», а не «Образование на всю жизнь».

Это принцип усвоения воспитанниками главных приемов самовоспитания, а именно: самоанализа, саморегуляции, самооценки и самоконтроля.

Замечание 1

Все принципы связаны между собой, они предопределяют целостность и единство воспитания, помогают отыскать пути повышения результативности воспитательной работы.

Принципы воспитания представляют собой начальные установки, основные ориентиры, которые организуют и упорядочивают систему воспитательной работы. Принципы дают возможность предъявить общие требования к различным областям воспитательной деятельности и придать им единый, целостный характер.

Принципы воспитания тесно связаны с принципами обучения. Но при этом есть определенные различия, своя специфика у каждой категории, вытекающая из своеобразия процессов воспитания и обучения.

Основываясь на современных представлениях о воспитании можно выделить следующие основные принципы:

  • единство и взаимосвязь компонентов воспитательной системы;
  • ведущая роль педагога;
  • активная деятельность воспитанников;
  • связь воспитания с реальной жизнью;
  • опора на коллектив;
  • гуманизм;
  • самовоспитание.
Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

Сегодня принцип взаимосвязи воспитания и реальной жизни истолковывается как оказание помощи индивиду в его всестороннем развитии, жизненном и профессиональном самоопределении.

Реализации этого принципа способствует создание не только системы государственных учебных заведений, но и частных учебных заведений, в которых люди могут реализовывать свои интересы, не обязательно совпадающие с государственными.

Самовоспитание — это целенаправленная, полностью самостоятельная деятельность, которая ведет к наиболее эффективному развитию, совершенствованию личности.

Важность этого принципа продиктована изменением в современном социуме роли образования. Его роль сегодня выражается формулировкой: «Образование через всю жизнь», а не «Образование на всю жизнь».

Данный принцип овладения воспитанниками основных приемов самовоспитания, в частности: самоанализом, саморегуляцией, самооценкой и самоконтролем.

Все перечисленные принципы взаимосвязаны между собой, они определяют целостность и единство воспитания, помогают искать пути повышения эффективности воспитательного процесса.

Принцип единства

Определение 3

Принцип единства предопределяется целостностью, единством системы и взаимосвязи всех составляющих воспитательного процесса.

С помощью данного принципа формулируется требование многостороннего воздействия на личность через систему целей, взаимосвязи самовоспитания и воспитания, разнообразия направлений и, конечно же, содержания, необходимости использовать соответствующие воспитательные методы и средства.

Принцип единства основывается на комплексном применении всех составляющих воспитательного процесса, а не изолированном. Он предполагает учет всех факторов, участвующих в воспитании:

  • Образовательное учреждение;
  • Семья;
  • Трудовой коллектив;
  • Общество.
Во влиянии данных факторов должна прослеживаться согласованность.

Принцип проявляется в целостности, единстве системы и взаимосвязи всех компонентов, которые образуют воспитательный процесс. Данный принцип формирует требование многостороннего воздействия на личность посредством системы целей, взаимосвязи самовоспитания и воспитания, разнообразия направлений и, соответственно, содержания, необходимости применять комплекс соответствующих воспитательных методов и средств.

Этот принцип предполагает комплексное применение всех составляющих, воспитательного процесса, а не изолированное. Он требует учитывать все факторы, участвующие в воспитании: учебное заведение, семья, трудовой коллектив, общественность. Во влиянии этих факторов должна быть согласованность.

Принцип ведущей роли педагога

Педагог является воплощением единства и целостности воспитательного процесса. Он обеспечивает согласованность его частей, последовательное применение принципов воспитания. Личный пример педагога - это самое эффективное средство воспитательного воздействия.

Безусловно, воспитательный процесс предполагает активность самих обучаемых, но организатором данной активности и всего процесса воспитания, его субъектом всегда остается педагог. Поэтому к воспитателю, педагогу предъявляются очень высокие профессиональные требования.

Еще одна функция этого принципа заключается в недопустимости отступлений педагога от принципов воспитания. Недопустимо побуждение воспитанников к оказанию каких-либо личных услуг, поощрение угодничества, лести, подхалимства, попустительское отношение к одним и предвзятое отношение к другим воспитанникам.
Определение 2

Педагог – это воплощение единства и целостности воспитательной работы. Он согласовывает его части, последовательно использует принципы воспитания. Личный пример педагога является самым эффективным средством воспитательного воздействия.

Естественно, воспитательная работа предполагает активное участие самих воспитанников, но организатором данной активной деятельности и всего воспитательного процесса, его субъектом всегда является педагог. Потому к воспитателю или педагогу предъявляются повышенные профессиональные требования.

Еще одной функцией данного принципа является недопустимость отступлений педагога от принципов воспитания. Не стоит разрешать воспитанникам оказывать какие-то личные услуги, поощрять угодничество, лесть, подхалимство, попустительское отношение к одним и предвзятое отношение ко вторым воспитанникам. Подобные нарушения напрочь подрывают авторитет педагога и наносят ущерб воспитательной работе.

Принцип активной деятельности

Определение 4

Принцип организации активной деятельности воспитанников означает, что необходимо сочетать активное руководство педагога и активную деятельность самих воспитанников.

Данный принцип основополагается на том, что результативное развитие индивида осуществляется только лишь в условиях активной собственной деятельности.

Принцип организации активной деятельности воспитанников подразумевает сочетание активного руководства педагога с активной деятельностью самих воспитанников.

Данный принцип основывается на том, что эффективное развитие индивида происходит только в результате его активной собственной деятельности.

Принцип гуманизма

Определение 7

Принцип гуманизма базируется, в первую очередь, на вере в возможное достижение хороших показателей для каждого ребенка. Без веры сама воспитательная работа не может быть никак ориентирована.

Данный принцип определяется положительными задатками, которые в определенной степени есть у каждого человека. Необходимо выявлять и развивать положительные качества в личности и с опорой на них находить решения задач нравственного, эстетического и умственного воспитания.

Профессиональный педагог, пользуясь этим принципом, не жалеет добрых слов, даже если это только аванс на будущее. Этим он внушает ученику уверенность в себе и в своем будущем, формирует атмосферу взаимного сотрудничества и поддержки.

Однако гуманизм не исключает высокой требовательности в воспитательном процессе. Только при одновременном сочетании уважения, доверия и требовательности можно эффективно решить задачи воспитания.

Принцип гуманизма в процессе воспитания основывается, прежде всего, на вере в возможное достижение положительных результатов для каждого ребенка. Без веры сама воспитательная работа лишается своих основных ориентиров.

Этот принцип основывается на положительных задатках, которые в определенной степени присутствуют у любого человека. Следует выявлять и развивать положительные черты в человеке и с опорой на них решать задачи нравственного, эстетического и умственного воспитания.

Опытный педагог, руководствуясь данным принципом, не скупится на добрые слова, даже если это только аванс на будущее. Этим он внушает воспитаннику уверенность в себе и в своем будущем, создает атмосферу взаимного сотрудничества и поддержки.

Гуманизм не исключает высокой требовательности в воспитании. Только при сочетании уважения, доверия и требовательности возможно эффективное решение задач воспитания.

Принцип опоры на коллектив

Эффект воспитания в значительной степени обусловлен воздействием групп в которых проходит процесс воспитания личности. Психологический климат таких групп является существенным фактором процесса воспитания.

Эффект воспитания во многом обусловлен влиянием групп, в которых осуществляется воспитательный процесс личности.

Определение 6

Психологическая атмосфера таких групп – существенный фактор процесса воспитания. Данный принцип требует от воспитателя определять характер группы, умения регулировать социально-психологический климат в ней.


Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass