Принципы обучения воспитания и развития детей дошкольного возраста

Понятие и сущность воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание детей дошкольного возраста имеет несколько направлений:

  • формирование у ребенка общечеловеческих ценностей;
  • подготовка ребенка к последующему получению знаний в школе;
  • подготовка ребенка к жизни в обществе.

Основная цель воспитания – это формирование и развитие разносторонне развитой личности, способной полноценно и плодотворно существовать в рамках современного общества.

Воспитание ребенка дошкольного возраста направлено на формирование у него трех основных начал и их гармоничной взаимосвязи:

  1. физическое воспитание: направлено на сохранение и укрепление здоровья ребенка, формирования у него здорового образа жизни и правильных привычек;
  2. нравственно-духовное воспитание: направлено на личностное развитие ребенка, формирование у него этических и моральных качеств, правил и норм поведения в обществе;
  3. интеллектуально-познавательное воспитание и развитие: направлено на умственное развитие ребенка, расширение у него кругозора, формирование представления об окружающем мире и его многообразии.

Ключевыми позициями воспитания детей дошкольного возраста являются:

  • Самоценность и неповторимость дошкольного периода жизни каждого человека. Данная позиция опирается на то, что именно в период дошкольного возраста происходит наибольшее обогащение и развитие личности ребенка. Основная воспитательная задача педагога организовать насыщенную деятельность ребенка, согласно его возрастным потребностям (игра, общение, театрализованная деятельность и т.д.).
  • Концепция целостного развития ребенка, как основного субъекта детской деятельности. В данном случае подразумевается единство развития индивидуальных и личностных качеств ребенка, заложенных в нем от рождения, освоение им своей позиции и роли во всех видах деятельности.
  • Систематизация в освоении ребенком знаний и умений. В дошкольном возрасте необходимо дать детям элементарные представления об окружающем и предметном мире. Вся информация должна быть представлена в доступном для ребенка виде, только в этом случае она будет усвоена, и в последующем послужит фундаментом обучения в школе.

Подходы в воспитании детей дошкольного возраста

Воспитание детей дошкольного возраста строится на основании следующих подходов.

Комплексный подход: приобщение детей к доброте, прекрасному. Реализуется в процессе экологического, умственного, художественно-эстетического и т.п. направлений воспитания.

Деятельностный подход: целостное развитие каждого ребенка дошкольного возраста, посредством игр, экспериментирования, предметной и изобразительной деятельности, ознакомления с произведениями искусства и т.д.

Деятельностный подход строится на основании трех ведущих компонентов:

  1. Самостоятельная (экспериментальна) деятельность детей в рамках и условиях той развивающей среды, которые создали взрослые.
  2. Совместная (поисковая) деятельность детей и взрослых (воспитателя, родителей и т.п.).
  3. Обобщающие занятия – общение со сверстниками и взрослыми на развивающие темы.
Таким образом, самостоятельная деятельность направлена то, чтобы ребенок получал знания и опыт посредством личного опыта, в то время как обобщающая и поисковая деятельность предусматривает помощь ребенку со стороны взрослого.

Средовой подход. Данный подход требует от образовательной организации (ДОО) создания необходимой образовательной среды, направленной на всестороннее развитие и воспитание личности ребенка. Создаваемая воспитателями среда должна учитывать возрастные, психологические, физиологические и иные особенности и потребности ребенка.

С учетом всех особенностей воспитанников воспитателями подбираются необходимые материалы (художественная литературы, дидактические игры, игрушки и т.д.), организуется групповое пространство (мебель, стенды, плакаты, тематические уголки и т.д.).

Основные принципы воспитания детей дошкольного возраста

Принципы воспитания – это исходные положения, которые отражают закономерности воспитательного процесса, на которые необходимо опираться воспитателю

Система принципов воспитания детей дошкольного возраста представлена следующим образом:

  1. Принцип целенаправленности воспитательного процесса. Согласно данному принципу вся воспитательная работа, а именно ее содержание и методы, должны быть подчинены основной воспитательной цели.
  2. Принцип комплексности воспитания. Данный принцип предусматривает единство и взаимосвязь между целью, задачами, методами и средствами воспитания. Так же принцип комплексности подразумевает единство методов и средств воспитания ребенка в ДОО и семье, а затем и в школе.
  3. Принцип воспитания в деятельности. Данный принцип ориентирован на то, что эффективных результатов воспитания, можно достичь путем организации различных видов деятельности ребенка, согласно его возрастным потребностям и возможностям. В процессе воспитания педагог должен опираться на ведущую деятельность ребенка.
  4. Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью. Данный принцип ориентирован на то, что педагог обязан уважительно относится к каждому своему воспитаннику, но при этом проявлять требовательность в вопросах воспитания.
  5. Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. Согласно данному принципу, воспитатель в процессе работы с детьми должен увидеть в каждом ребенке положительные качества и постараться их развить, посредством соответствующего вида деятельности.
  6. Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается сочетать свои интересы с интересами других ребят, получает элементарные навыки коллективной жизни. Невозможно воспитание полноценной личности вне коллектива.
  7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для каждого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы воспитания и намечается его конкретное содержание.

Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass