Правильное воспитание ребенка в возрасте от года до трех лет

Особенность возраста у детей

У младенца, не умеющего ходить и говорить, уже проявляются индивидуальные черты. Ближе к 2 годам характер наполовину сформирован: кроха имеет собственные предпочтения, начинает спорить с родителями за право на личное мнение, требует уважения.

Дети осваивают большую часть навыков, необходимых для первичной самостоятельности. Ребенок осознает, что он — личность. Для крохи важно признание, одобрение. Он испытывает гордость за личные достижения.

Начинается активное развитие речи. К 3-ем годам словарный запас младшего дошкольника составляет 1000–1500 слов. Чтобы стимулировать развитие речи, с малышом нужно разговаривать как со взрослым, не сокращая слова.

Немецкий психолог и физиолог Вильгельм Прейер, первый обратил внимание на отличие психологии человека по возрастам. Книга «Душа ребенка», изданная в 1882 г., изменила понимание явления. Даже у маленького ребенка в организме протекает множество процессов, способные повлиять на его поведение, настроение.

Зачастую, у детей одного возраста есть совпадающие черты. В этот период дитя начинает проверять рамки дозволенного, пробуется на роль старшего, активно общается, выражает потребности. Жизнь изменяется:

он социализируется, обретает больше навыков общения с разными людьми. Многое, определяет посещение детского сада и прогулки во дворе. Общение со сверстниками может протекать трудно: крики, слезы, драка за игрушки.

Уже сейчас с ребенком нужно вести взрослый диалог. Общайтесь, как со взрослым. В этом возрасте дети становятся любопытны ― тело позволяет изучать мир, не как наблюдатель, а активный участник. Сложность в том, что ребенок плохо понимает, что представляет опасность.

Психологические приемы воспитания

Необходимые навыки малыш может приобрести в детском саду. Программа занятий разрабатывается с учетом возрастных особенностей малыша, помогает ему развиваться постепенно, равномерно. Если малыш не посещает детский сад, воспитание полностью становится обязанностью родителей.

Ведущую роль в развитии малыша играет сенсорное восприятие. Он познает мир через касания, изучая размер, текстуру, вес и другие свойства предмета. Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют развитию воображения, логики, снимают мышечное напряжение.

В 1,5–2 года ребенок начинает активно передвигаться, его мышечный корсет растет, укрепляется. В зависимости от темперамента, у детей формируется разная потребность в физической активности. Подвижным детям для нормального развития необходимо расходовать излишки энергии.

Для этого подходят игры с мячом, упражнения со шведской стенкой и другие доступные виды физической активности. Если у подвижных детей нет возможности реализовать энергетический потенциал, они становятся капризными, агрессивными.

Чтобы развить эмоциональную сферу, нужно четко придерживаться одного типа воспитания. У детей эмоции непостоянны, малыши не умеют себя контролировать, поэтому рамки их поведения должны задавать родители.

К трем годам малыш уже четко понимает половую принадлежность. Мальчики и девочки в раннем возрасте практически не проявляют отличий в поведении. Осознав, что вырастет мужчиной либо женщиной, кроха начинают регулировать свое поведение в соответствии с ожиданиями взрослых.

Кризис 3-летнего возраста: из ангела в непослушного сорванца

Родитель облегченно вздохнул, ведь бессонные ночи и смена подгузников осталась позади. Но у ребенка остались в запасе еще фокусы. Расслабляться рано. Этот возраст сопровождается истериками и капризами.

Обычно, причины непослушания мало отличаются по полу. Будь то мальчик или девочка, кроха одинаково проверяет границы дозволенности. Относитесь к этому, как к элементарному любопытству. Ребенок испытывает, что ему можно, а не ваше терпение.

Простая таблица, поможет вам понять, почему ребенок закатывает истерики и что делать взрослым.
Причины плохого поведенияСоветы по воспитанию ребенка в 3 года, основываясь на психологии
Нехватка родительского внимания. Ребенок понимает: когда он ведет себя хорошо, к этому относятся, как к должному и не обращают внимание. А вот истерика, точно заставит маму и папу его заметить.Уделяйте ребенку больше времени. Конечно, для многих работающих родителей задача кажется невыполнимой. Но для малыша даже чтение сказки на ночь, ужин вместе, прогулки на выходных уже будут поводом для счастья. Неправильно, «замещать» любовь игрушками. Они неодушевленные предметы, а малышу нужна ваша ласка и забота.
Берет пример с других детей. Часто авторитетами в глазах малышей становятся дети постарше или счастливые обладатели множества игрушек. Малыш обращает внимание, как ребенок получает столько новых вещей. Начинает требовать их от мам и пап в такой же манере.Воспитание ребенка, которому 3-4 года, должно включать установку авторитетов. Образом для подражания должны быть не только родители. Ими могут стать персонажи мультфильмов, детского кино, сказок. Помогите ребенку понять с детства, какие черты характера и поступки хорошие. Выделяйте их на фоне остальных. Комментируйте мультик малышу, акцентируя, на что обратить внимание. Привитые «здоровые» ценности, откладываются в памяти. Ребенок их сможет обнаруживать у друзей. Тогда, образцом для подражания будет человек с хорошими качествами.
Наперекор взрослым. Реакцию неправильно называть «местью». Это своеобразный ответ на действия взрослых, которые не устраивают малыша. Он пытается дать аналогичный отклик. Пример: отобрали соску, не хотят идти гулять, заставляют принять лекарство. Противодействие: объявляет «голодовку», отказывается спать, разбрасывает игрушки.Аргументируйте, почему так нужно сделать. Если ребенок остался без объяснения причин, то ему кажется, что плохие в ситуации ― родители. Будто просто так придираются, запрещают, ругают. Не забывайте, хоть чадо уже понимает многое, но еще остается маленьким. Ему сложно справляться с эмоциями. Постарайтесь отвлечь внимание, переключить на другой предмет. Не купили игрушку в магазине? Предложите побыстрее выйти и покормить голубей хлебом, семечками ― они голодные нас ждут!
Самоутверждение и стремление к самостоятельности. Дети в этом возрасте понимают, что теперь могут делать многое сами. Они рады продемонстрировать навыки, да только родители не дают. Обычно, папы и мамы делают это из лучших побуждений: они лучше знают как сделать правильно, пытаются обезопасить ребенка. Поэтому многое не позволяют, что вызывает «акции протеста» у ребенка.Позвольте ребенку проявить себя и дать чуть свободы. Пример: есть самому ложкой, хоть одежда и все вокруг станет грязным. Наденьте на чадо детский нагрудник или полотенце. Если он хочет помочь вам навести порядок, то объясните как это делается и поиграйте в игру «повтори за мной». Пусть непоседа выполняет в точности ваши действия: складывает носочки по цветам.

Запрещайте делать то, что действительно может быть для маленького ребенка опасно. Объясните причину.

Захват власти. Ребенок начинает пробовать свои силы на роль лидера. Он задумывается, а почему только взрослые могут говорить что делать? Может и я смогу диктовать свои правила.В этой области никаких поблажек. Обдумывайте свои решения и не изменяйте их. Малыш с детства должен знать ― ваше решение неоспоримо. Поэтому он не будет видеть смысла в спорах.

Родитель хорошо знает свое чадо. Обратите внимание, почему ребенок себя так ведет, прежде чем отчитывать. Возможно, он просто устал, болен, сонный. Тогда лучше успокоить малыша, попытаться облегчить самочувствие.

Роль развивающей игры

Для малыша дошкольного возраста игра — основной способ познания. В процессе игры он приобретает жизненный опыт, подражает взрослым, усваивает свою социальную роль. Чтобы научить ребенка определенным навыкам, следует использовать эту особенность возраста, каждое занятие сопровождать элементом игры.

Нельзя мешать самостоятельной игре малыша. Взрослому кажется, что катать машинку по столу скучно, но для дошкольника это —возможность освоить, как движется машинка, ощутить ее вес, изучить форму. По-настоящему скучные занятия дети бросают.

Чтобы увлечь малыша неинтересным, но полезным делом, важно показать собственный пример. Мальчик охотнее повторяет действия за папой, а девочка — за мамой. Если взрослые готовят обед, дети с удовольствием сидят рядом, играют с продуктами: лепят из теста или пересыпают крупы. Подражая отцу, малыш будет «помогать» ему чинить машину.

Стремясь помочь родителям, дети портят, ломают вещи. Этот период нужно переждать. Нельзя высмеивать или ругать ребенка, если он хотел помочь накрыть на стол и случайно уронил тарелку. Лучше попросить его помочь принести веник, чтобы убрать осколки. Играя он быстро осваивает необходимые навыки.

Воспитание ребенка в 3-4 года и психология

воспитание ребенка от 1 года

Все запреты родителей обязательно должны быть обоснованными, ребенку нужно четко понимать, почему нельзя делать так или иначе.

Можно сказать, что после преодоления кризиса трех лет у детей происходят заметные положительные изменения в характере. Они становятся более самостоятельными, сосредоточенными на деталях, активными, имеют свою точку зрения.

Основной ошибкой считается «шаблонная педагогика». Уже с трех лет нужно учитывать тип темперамента ребенка. Наблюдайте за реакциями, интересами, поведением. Определите психотип чадо. Универсальных способов воспитания нет.

Находите индивидуальный метод, подстраиваясь под особенности. Тогда, в отношениях будет понимание. Для молчаливого, закрытого, активного, вспыльчивого, нетерпеливого ― нужен разный подход. Психология развития детей 3-4 лет, в воспитании имеет весомое значение. Зная, происходящие изменения, родителю проще понимать ребенка.

Основы:

  • Теперь у малыша появляется множество вопросов, не игнорируйте их. Отвечайте на понятном языке. Если правда слишком сложная для восприятия, то упростите ответ, раскрыв поверхностно.
  • Занимайтесь обучением, обогащайте словарный запас. Плохо заставлять упражняться насильно, когда нет настроения, болеет, переутомился в детском саду. Информация тогда плохо запоминается, а значит пользы нет. Желание развиваться пропадает.
  • Сложные жизненные ситуации объясняйте через сказки или в игрушечных спектаклях. Это виды арт-терапии. На примере плюшевых персонажей проще передать реалии жизни.
  • Научите просить о помощи. Если плохо получается, он должен знать ― родные готовы помочь. Не будьте строги, не высмеивайте: «Ты надеть носок не можешь сам». Сказав это в шутку, нельзя знать точно, как воспринимает фразу малыш.
  • Важно, привить любовь к окружающему миру, людям, животным. Хорошо, если кроха научится бережно обращаться с растениями, питомцами, птицами. Такие дети более спокойны, добры, легче переносят стрессы, знакомство с новыми людьми. Они не агрессивны, эмоциональный фон стабилен.
  • Поощряйте вежливость. Научите малыша здороваться, прощаться, говорить спасибо. Напоминайте, если забывает, но не ругайте.

Вне зависимости от пола, есть схожие основы развития.

  • Развиваем мелкую моторику. Она положительно влияет н работу мозга, внимательность и речь. Пример: выкладывать из камушков или семян фигурки, играем в ладушки, массируем ладони с присказкой «сорока-ворона». Разыгрывайте сюжеты сказок с помощью пальчиковых игрушек.
  • Разрабатываем артикуляционный аппарат. Протяжно поем по слогам, делаем упражнения для губ, языка.
  • Делаем зарядку, массажи. Детям бывает скучно делать разминку в одиночку ― присоединяйтесь. Включите заводное звуковое сопровождение. Найдите подходящие видеоролики. Есть специальные программы, посвященные детской зарядке. Ребенку нужно будет повторять движения за ведущим, аниматорами, мульт-героями.
  • Развивать ребенка будет правильно в форме игры. Это непринужденный способ получить новые знания. Главное, чтобы непоседе было весело. Вам помогут «умные» игрушки, книги, альбомы с заданиями, игры на логику. Обращайте внимание, чтобы они соответствовали возрасту. Слишком сложные упражнения поставят в тупик ― игра уже не будет интересной.
  • Улучшаем память. Просим пересказывать что видел на детской площадке, как зовут друзей, героев мультика.
  • Приучаем к труду и помощи. Некоторые дети сами проявляют стремление помочь. Если этот момент еще не наступил, то проявите первые инициативу. Начинайте с малых заданий. Всегда благодарите за помощь.
  • Прививаем «здоровые» привычки: потягушки, чистить зубы.
  • Учим самостоятельно кушать, одеваться, обуваться.
  • Приучаем к горшку, если еще актуально.
  • Чадо начинает воспринимать себя в соответствии с полом. Поэтому, чтобы не нарушить развитие, покупайте подходящие вещи.
  • Развивайте полезные навыки, которые понадобятся в жизни. Разрешайте помогать на кухне. Пусть это будет банальное складывание чашек по размеру, цвету, вытирать насухо небьющуюся посуду. Позволяйте убираться в доме, поливать цветы.
  • Приобретите полезные игрушки, которые облегчат и вашу жизнь. Не придется «воевать» двум хозяйкам за общие предметы. Пример: детская гладильная доска, игрушечный пылесос, набор посуды, кухонный гарнитур.
  • Дочка начинает повторять за мамой. Если она до истерики хочет повторить макияж, о пресекайте тактично эти попытки. Разрешайте посмотреть аккуратно содержимое косметички, чтобы удовлетворить любопытство. Объясните: этим пользуются взрослые, для маленьких это вредно. Предложите проявиться творчество на нарисованном лице принцессы, сделать макияж смываемыми маркерами на кукле. Поощряйте желание выглядеть ухоженно: расчесывать волосы, делать прически, носить красивые заколки. Это станет альтернативным решением проблемы с макияжем, который пока под запретом.
  • Прививайте интересы, которые пригодятся мальчику в будущем. Инструменты, названия машинок, активные спортивные игры, солдатики.  Прислушивайтесь к мнению сына. Если ему больше интересны мягкие игрушки, это не должно возбраняться или высмеиваться.
  • Не заставляйте играть в то, что ему не интересно. Если мальчика привлекает игра в детскую кухню, нравится приготовление блюд, то возможно он будущий шеф-повар. Может он станет примерным семьянином, готовый вкусно накормить близких.
  • Берегите мужское начало. Обычно, мальчики хотят проявить себя и продемонстрировать самостоятельность, упорнее, чем девочки. Они не любят, ограничение свободы и выражают ярко протест. Предоставьте больше возможностей проявить себя.
  • Не переусердствуйте с безопасностью. Счесанные коленки, падения, ссадины ― неизбежны. Невозможно оградить сына от всех угроз. Такие моменты могут быть больными, но дают бесценный опыт. Мальчик начинает понимать, отчего так произошло. В следующий раз, лучше послушаться взрослых.

Так же, как взрослый

Часто родители, сами не желая того, вызывают у ребенка негативные эмоции: заставляют спать, когда хочется играть, кушать «не очень вкусный» суп, убирать любимые игрушки, уходить с прогулки домой. Тем самым у малыша возникает желание навредить взрослым и высказать свой протест.

Взрослый для детей— абсолютный авторитет. Формирование самостоятельности нельзя превращать во вседозволенность. Важно научить малыша моментально реагировать на слово «нельзя». Взрослые должны четко разграничивать сферы допустимого, использовать разную интонацию, чтобы закрепить у дошкольника правильную реакцию.

Если малыш делает что-то опасное или вредное, нужно его отругать, но не кричать, а только изменить интонацию на строгую. Крика он испугается, а строгий тон вызовет у него ощущение дискомфорта. Он будет стараться избегать его и быстро поймет, какие поступки вызывают негативную реакцию.

Психология ребенка в 2 года позволяет сформировать понимание авторитета, которому нужно подчиняться. Чтобы добиться этого, начинать очерчивание границ нужно сразу, как только малыш начнет ползать и его поле деятельности значительно расширится.

Приучение к горшку

Начинать приучение к горшку следует в 1,5–2 года. Но нужно учитывать, что развитие физиологических процессов у детей проходит неравномерно. Не нужно переживать из-за этого, постепенно каждый малыш выработает привычку ходить в туалет, просто некоторым для этого требуется больше времени.

Чего нельзя делать при приучении к горшку:

  1. Заставлять.Добиваться того, чтобы ребенок просился на горшок всякий раз, когда хочет в туалет, нельзя. Нужно смириться с тем, что поначалу он будет забываться.
  2. Начинать приучать раньше времени. Как бы родителям не хотелось научить малыша ходить на горшок пораньше, дети младше 1,5 лет на это просто не способны. Большинство детей осваивают горшок к 2 годам.
  3. Убирать далеко горшок. У малыша должна быть возможность пользоваться горшком без помощи взрослых.
  4. Пользоваться подгузниками дома. Разумеется, подгузники удобны и избавляют от огромного количества уборки и стирки, но постоянное использование подгузников будет мешать ребенку.
  5. Ругать кроху, требуя послушания. Большинство современных горшков имеют разнообразный, привлекательный для ребенка дизайн. Они выполнены в виде игрушек, яркие и красивые — детям интересно ими пользоваться.
  6. Отвлекать ребенка, когда он занят. Если ребенок не проявляет видимого желания сходить в туалет, не нужно отрывать его от игры и усаживать на горшок насильно.

Как приучать к самостоятельности

В психологии воспитания детей до 3 лет выделяют необходимость развития первичной самостоятельности. Чем ближе кризис 3 лет, тем важнее для малыша осознавать себя отдельной личностью. Он должен понимать, что некоторые действия становятся только его обязанностью, родители не будут выполнять их за него.

Поскольку мелкая моторика ребенка еще недостаточно развита, он будет тратить на простейшее действие гораздо больше времени, чем взрослый. Но чем активнее он тренируется, тем быстрее у него получится правильно надеть кофту, держать ложку, собрать игрушки в коробку.

Сначала малыш может ошибаться, например, пытаться есть суп вилкой, а не ложкой. Чтобы научить его правильно выбирать столовые приборы, нужно реагировать мягко, терпеливо. Достаточно просто показать ему, как пользоваться ложкой. Через некоторое время он сам поймет, что ложкой есть суп удобнее.

Таким образом следует прививать и другие навыки. Дошкольник повторяет за взрослыми, ему нужно объяснять, показывать. Тогда он сможет учиться на наглядном примере. В этом возрасте его нужно мягко направлять, нельзя принуждать или ругать за стремление сделать все самостоятельно.

Сталкиваясь с недовольством родителя или воспитателя, он потеряет уверенность в себе, будет бояться совершить ошибку. Такие дети выделяются на фоне сверстников: пока другие дети пытаются застегнуть пуговицы или надеть ботинки, не самостоятельный малыш будет ждать помощи взрослых.

Чтобы не нарушить нормальное развитие детей в младшем дошкольном возрасте, нужно проявить чуткость, терпение. Малыш должен быть уверен, что родители поддержат, но не будут ограничивать исследовательский интерес.


Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass