Как собрать кал на анализ у ребенка: как правильно взять биоматериал и сколько нужно сдавать?

Для чего дается направление на анализ кала?

Направление на исследование кала дается для исключения или подтверждения следующих патологий:

  • заражения паразитами;
  • дисбактериоза;
  • кишечных инфекций;
  • язвы желудка;
  • желудочного кровотечения;
  • непереносимости продуктов питания;
  • заболеваний печени и желчного пузыря;
  • воспалительных процессов в ЖКТ;
  • неспособности пищеварительной системы выполнять свои функции;
  • недостатка ферментов.

Если у ребенка нет проблем со здоровьем, анализ кала делают при достижении определенного возраста в плановом режиме либо для оформления в образовательные учреждения или места отдыха. Внеплановое исследование назначают при наличии следующих симптомов:

  • болей в желудке;
  • частых и сильных колик у грудничка и новорожденного;
  • запора;
  • резкого изменения консистенции, частоты, цвета и запаха стула;
  • крови и слизи в кале;
  • поноса, сопровождающегося рвотой, температурой и другими признаками кишечной инфекции.

Способы сбора

Собрать кал у детей старше года довольно просто, а при сборе материала на анализ у грудных малышей имеются свои особенности.

У грудничков

Очень маленьких детей на горшок еще не высаживают, а собирать каловые массы из подгузника не очень удобно. Угадать, в какой момент малыш покакает, сложно, поэтому все гигиенические манипуляции следует выполнять в обычном для ребенка режиме.

Лучше всего надеть на ребенка подгузник, у которого отсутствует гелевый наполнитель либо запеленать малыша. Также можно положить малыша на пеленку либо клеенку и, дождавшись дефекации, сразу же собрать кал с ее поверхности.

Если ребенок уже ходит на горшок, кал можно собрать из горшочка, однако при этом горшок важно тщательно помыть. Для очистки горшка используйте детское мыло, после чего хорошо ополосните этот аксессуар, чтобы анализ показал достоверные данные.

Как правильно собрать биоматериал у ребенка?

От правильного сбора фекалий зависит правдивость полученных результатов. Потому нарушение рекомендаций влечет за собой потребность в дополнительном исследовании или неверную постановку диагноза. Правила сбора биоматериала у детей нужно:

  • использовать стерильный контейнер;
  • прекратить прием лекарственных препаратов;
  • у грудничков собрать кал с пеленки (памперса);
  • у детей постарше можно взять кал из хорошо вымытого горшка;
  • если необходимый объем фекалий не указан, достаточно количества в 5-15 г;
  • при некоторых видах исследований допускается хранение фекалий в холодильнике до утра.

Купание и подмывание ребенка производится в обычном режиме. Однако перед забором материала на наличие личинок остриц, которые находятся в перианальной части заднего прохода, гигиенические процедуры не проводят.

Анализ кала у грудничка требует особого внимания касаемо питания мамы (см. также: кал грудничков при грудном вскармливании). Перед копрограммой кормящая женщина должна исключить прием слабительных, железосодержащих или усиливающих перистальтику кишечника препаратов.

Для малыша, которому уже вводят прикорм, подходящей едой будут супы, пюре, компот из сухофруктов, ромашковый чай. В этот период запрещено употребление новых продуктов и смена смеси.

Для анализа кала у грудничка или новорожденного для сбора биоматериала вместо подгузника лучше использовать стерильную пеленку либо клеенку – так жидкие либо кашицеобразные каловые массы не впитаются, а результат будет достоверным.

С 2-3 лет многие дети уже знакомы с горшком. Забор каловых масс производят из него, предварительно емкость требуется хорошо вымыть и ополоснуть кипятком.

Для сбора кала потребуется стерильная емкость, лучше всего купить в аптеке специальный контейнер с пластмассовой ложкой. Помещать материал в спичечные коробки либо другие подручные емкости нельзя, их невидимое содержимое, то есть бактерии, могут повлиять на точность анализа.

Стерильный контейнер для биологического материала с крышкой и ложкой

Оптимальным считается забор материала в утреннее время – тогда родители успею сдать его в лабораторию, однако испражнение может произойти в иное время. Поэтому для некоторых видов исследований допускается сбор каловых масс вечером, при условии, что до утра они будут помещены в нижний отдел холодильника.

Запор у маленьких деток – явление не редкое. В таком случае мама может стимулировать опорожнение кишечника с помощью легких массажных движений животика – подойдет упражнение «велосипед» или поглаживание по часовой стрелке.

Существуют особенности сбора материала у детей разного возраста. Если малышу больше 2–х лет, он уже ходит на горшок и родители примерно знают, когда произойдет очередной акт дефекации. Для забора материала достаточно дождаться, когда малыш сходит «по-большому», и собрать часть кала.

Перед тем, как ребенок покакает, горшок или унитаз нужно хорошо помыть и ополоснуть. Материал собирают сразу же после акта дефекации. Забор необходимо проводить из разных частей каловой массы. Следует избегать соприкосновения со стенками горшка или унитаза.

У грудничков и новорожденных кал на анализ брать труднее. Для забора материала необходимо следить за состоянием подгузника, вещей или пеленки. Как только малыш покакал, нужно собрать материал. Нельзя соскребать кал непосредственно с пеленки или подгузника, поскольку в него могут попасть посторонние примеси. Необходимо взять кал, находящийся в верхней и средней частях.

Если стул грудничка жидкий, следует сразу же после опорожнения слить содержимое подгузника или пеленки в стерильную емкость. Также можно собрать биоматериал в специальный мочесборник. Для исследования достаточно 2 чайных ложек материала.

Копрограмма – это вид лабораторного исследования кала, основанного на определении физических, химических и микроскопических характеристик, позволяющее диагностировать отклонения в работе органов пищеварительной системы в общем и каждого в отдельности.

Этот анализ позволяет охарактеризовать состояние желудочно-кишечного тракта ребёнка, а при необходимости оценить степень прогрессирования заболевании и эффективность его лечения.

Особая ценность исследования связана с тем, что пищевой комок, из которого в дальнейшем формируются каловые массы, проходит через весь кишечник и даёт в итоге максимум информации о состоянии всех его отделов.

Разницы же, копрология или копрограмма  назначена, нет, так с точки зрения сути исследования это одно и то же.

Копрограмма позволяет выявить различные патологические процессы и определить интенсивность их развития. Показаниями для проведения копрограммы кала у детей являются подозрение на:

  • острые или хронические нарушения функции желудка;
  • патологии поджелудочной железы;
  • заболевания печени;
  • нарушение абсорбции в двенадцатиперстной кишке;
  • болезни тонкого и толстого кишечника, включая прямую кишку;
  • нарушения в работе желчного пузыря и желчевыводящих протоков;
  • инфекционные поражения кишечника;
  • целиакию;
  • глисты;
  • онкологические заболевания.
Если повторная копрограмма кала, проведённая после лечения, продолжает показывать нарушения, то она является поводом для дополнительного обследования ребёнка или проведения более интенсивной терапии. Копрограмма с целью диагностики целиакии дает возможность в полной мере оценить состояние больного. Анализ является основным диагностическим методом в данном случае.

Основное преимущество копрограммы заключается в возможности диагностировать ряд заболеваний, в то время как другие анализ кала носят узконаправленный характер:

  • анализ кала на яйца глист — выявление наличия гельминтозов;
  • анализ кала на углеводы — выявление лактазной недостаточности у детей до года;
  • анализ кала на дисбактериоз — выявление нарушений в нормальной микрофлоре кишечника;
  • анализ на скрытую кровь — позволяет выявить наличие незначительных следов крови, в результате нарушения целостности слизистой оболочки в желудочно-кишечном тракте.

Также отличиями копрограммы от прочих анализов являются:

  • получение максимальной информации об общем состоянии пищеварительной системы;
  • возможность определения нарушений в работе каждого органа, участвующего в процессе пищеварения;
  • сочетание сразу нескольких видов исследования;
  • возможность одновременно выявить проблемы внутреннего характера и определить заражение паразитами.

Как правильно сдавать анализы кала у грудного ребенка для разных исследований

Сложной подготовки перед сдачей анализа не требуется, из рациона следует исключить сладкое, острое и жирное за 2-3 дня до забора материала.

Но эта рекомендация скорее относится к более взрослым пациентам, так как детское питание не предполагает употребления подобного рода продуктов.

Когда на исследование сдается кал ребёнка, находящегося на грудном вскармливании, то диета должна соблюдаться матерью. Во время подготовки к сдаче анализа, под запрет попадают:

  • клизмы;
  • приём слабительных препаратов;
  • употребление лекарственных средств, которые изменяют окраску каловых масс;
  • прием энзимов;
  • прием антибиотических препаратов.
  1. Для анализа подходит только кал, который получен путём естественной дефекации.
  2. Не допускается контакт кала с мочой.
  3. Забор кала у грудных детей происходит с заранее подстеленной клеенки, у более старших детей из предварительно вымытого горшка.
  4. Необходимо отбирать точечные пробы кала из всей массы.
  5. Общий объём материала должен быть примерно равен 1 чайной ложке (сколько нужно кала для копрограммы, не зависит от количества выявляемых параметров).
  6. Помещать материал надо в специальный контейнер, купленный в аптеке.
Важно! В том случае если ребёнок в месяц, который предшествует анализу, вывозился родителями в другую страну, необходимо проинформировать об этом медицинского работника. Это несколько изменяет оценку результатов исследования.

Для того чтобы каловые массы не смешались с мочой, можно использовать специальное устройство – мочесборник. Оно покупается в аптеке с учётом пола ребёнка. При его использовании моча останется в специальном мешочке и не попадёт в кал.

Доставка материала

Материал для исследования отправляется в лабораторию незамедлительно после забора, так как каловые массы с течением времени начинают быстро изменяться. Когда нет возможности сразу передать материал специалистам, его допускается хранить в холодильнике при температуре от 2 до 5о не более 8 часов. Важно, чтобы контейнер с материалом был очень плотно закрыт.

Анализ кала у грудничка дает полную картину того, как функционирует детский организм. Результаты исследования могут подсказать, какие системы или органы новорожденного требуют корректировки и лечения.

Как избежать недостоверных результатов исследования?

На результаты анализа может повлиять ряд факторов. К ним относятся:

  • чистота емкостей;
  • время между сбором и доставкой кала в лабораторию;
  • хранение материала после забора;
  • прием лекарственных препаратов;
  • употребленная накануне пища;
  • посторонние примеси (например, моча, вода).

Чтобы избежать недостоверности результата, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Мыть ребенка в день сдачи анализа простым детским мылом. Некоторые средства гигиены содержат агрессивные компоненты, которые при попадании в материал для анализа способны нарушить содержащуюся в нем флору.
  • Использовать стерильные емкости.
  • Собирать кал не позже, чем за 6 часов до проведения анализа. Наиболее достоверный результат получается, если кал сдают на обследование непосредственно после забора. Однако когда нет такой возможности, можно сделать забор вечером и оставить емкость с материалом в холодильнике.
  • За неделю до сбора анализа не вводить в рацион грудничка новый прикорм. Кормящей маме необходимо придерживаться правильного питания.
  • Перед исследованием не применять ректальные свечи.
  • За сутки до забора материала исключить прием лекарственных препаратов.

Помимо общих рекомендаций, существуют особенности забора материала:

  • материал на бакпосев собирают не позднее, чем за 2 часа до начала исследования;
  • кал для обнаружения лямблий нужно отдавать в лабораторию сразу после забора;
  • за 3 суток до обследования на скрытую кровь нужно исключить из меню продукты с высоким содержанием железа.

Неправильный забор материала отражается на результатах исследования. Учитывая, что собрать кал в нужное время удается не всегда, искаженные данные – не редкость. Ошибки, которые не следует допускать:

  1. Максимальное время хранения материала в холодильнике составляет 8-10 часов. С течением времени в образце появляется все больше микроорганизмов, и сдавать такой образец не стоит.
  2. Недопустим ввод новых продуктов накануне проведения анализа. Также после согласования с врачом прекращается прием лекарственных и витаминных препаратов.
  3. Образец для анализа берут только после естественной дефекации. Сдавать кал после слабительных средств, свечей и клизм недопустимо.
  4. Используется стерильная емкость. Для определения наличия у ребенка гельминтов материал набирают из разных участков фекалий.

Что такое копрограмма или копрология кала у детей – как правильно сдавать, собирать и хранить кал для анализа

Лучше всего отвезти кал на исследование в тот же день, когда его собрали. Это особенно важно для анализов на дисбактериоз. При комнатной температуре его рекомендуют хранить не дольше 3-4 часов. Если же дефекация произошла после обеда, в стерильной емкости каловые массы можно хранить в условиях холодильника до следующего утра. Замораживать контейнер нельзя.

Ошибки при заборе материала

Многие родители, чтобы ускорить процесс дефекации, совершают действия, которые существенно влияют на достоверность анализа. Самые распространенные ошибки при заборе кала:

  • Применение клизмы. После клизмирования малыш покакает, однако в материале будет присутствовать вода, которая применялась для процедуры.
  • Согревающие грелки. Тепло влияет на активность различных микроорганизмов.
  • Собирают кал с примесями мочи. Необходимо проследить, чтобы ребенок опорожнил мочевой пузырь до акта дефекации.
  • Замораживание материала. При заморозке многие микроорганизмы погибают, поэтому анализ будет неинформативным.
  • Применение слабительных.
  • Хранение материала в холодильнике более 12 часов.

Советы по сбору

  • Для большинства исследований каловых масс достаточно чайной ложечки материала.
  • Не рекомендуется проводить сбор после клизмы или применения свечей. Также на результаты исследований могут повлиять некоторые медикаменты, принимаемые ребенком.
  • Если консистенция испражнений очень жидкая, их следует как можно быстро вылить в контейнер для анализа, пока они не впитались в памперс. Также для сбора жидкого кала можно пользоваться мочесборником, однако данный вариант подойдет лишь для самых маленьких деток, которые мало двигаются.
  • Для стимуляции дефекации у грудного младенца можно выложить кроху на животик либо сделать малютке массаж живота по часовой стрелке.
  • Если ребенок не какает самостоятельно (страдает запорами), кал для анализа можно собрать после стимуляции анального отверстия газоотводной трубкой.
  • В летнее время перевозить материал в лабораторию стоит в холоде, например, с использованием хладопакета.

Расшифровка результатов анализа, нормальные показатели для детей

При расшифровке рассматриваются физические и химические характеристики материала. Также учитывают возраст ребенка, поскольку кал у грудничков отличается от материала старших детей. При расшифровке анализа грудных малышей имеет значение, какое питание они получают — материнское молоко или молочную смесь. В таблице приведены нормальные показатели для детей.

ПоказательНорма
Грудной ребенок на естественном вскармливанииГрудной ребенок на искусственном вскармливанииДети старше года
Количество, г/сут40 -5030 — 40100 — 250
Цветзолотисто-желтый, желтый, желто-зеленыйот желтого до коричневогокоричневый
Консистенциякашеобразныйзамазкообразныйплотный
Запахкислыйгнилостныйне резкий
Слизьнебольшое количествонет
Кислотность (рН)4,8 – 5,86,8 – 7,57 – 7,5
Кровьнет
Билирубинестьнет
Растворимый белокотсутствует
Детритесть
Стеклобилинобнаруживается75 – 350 мг/сут
Мышечные волокнавозможно небольшое количествонет
Соединительные волокнане обнаруживаются
Крахмалнет
Клетчатка
Нейтральный жирнебольшое количествоотсутствует
Жирные кислотынемного в кристаллахотсутствует
Соли жирных кислотнебольшое количество
Лейкоцитыдо 8 еднет
Эритроциты
Дрожжевые грибы
Простейшие, лямблии, глисты
Расшифровка полученных результатов – задача врача, но часто родители хотят сами понять, есть ли поводы для волнения. Из-за множества показателей в бланке бывает сложно разобраться, какие значения указывают на патологические процессы.
Проведением и расшифровкой анализов должны заниматься опытные специалисты

Стоит ли беспокоиться при отклонениях от нормы, и чем они могут быть вызваны, поможет разобраться таблица.

ПоказательНормальное значениеОсобенности отклонений
1ФормаОформленныйНе оформленный стул у новорожденного не считается отклонением
2КонсистенцияПлотнаяВоскообразная консистенция бывает из-за потребления чрезмерного количества жиров, заболеваний желчного пузыря и печени
3ЗапахКаловый, не резкийРезкий неприятный запах появляется из-за брожения или гниения, причинами могут быть панкреатит или дисбактериоз
4ЦветКоричневыйТемный черный оттенок кала дегтеобразной консистенции нередко появляется из-за язвы желудка либо двенадцатиперстной кишки. Бесцветные фекалии указывают на желчекаменную болезнь, панкреатит, гепатит. Зеленый и коричневый оттенок говорит о повышенной перистальтике кишечника, а красный – о язвенном колите
5Ph6-8Высокий показатель бывает при диарее и брожении, а низкий – при гнилостном процессе
6КровьОтсутствуетПоявление крови в кале свидетельствует о трещинках в анальном проходе, дизентерии, язвенном колите или геморрое (см. также: первые признаки дизентерии у ребенка)
7СлизьОтсутствуетУказывает на воспаление толстого кишечника, различные формы сальмонеллеза у ребенка или дизентерию. Небольшое количество слизи у детей на грудном вскармливании считается нормой
8Остатки пищиОтсутствуетЧастая причина – несбалансированное питание
9Реакция на белокОтрицательнаяПрисутствие в кале белка характерно атрофическому гастриту и хроническому панкреатиту
10Реакция на скрытую кровьОтрицательнаяСкрытая кровь в испражнениях появляется из-за гельминтоза, язвы двенадцатиперстной кишки или желудка, полипоза кишечника и желудка
11Реакция на билирубинОтрицательнаяПоложительная реакция характерна острым гастроэнтеритам и пищевым отравлениям, а также после приема антибиотиков
12Реакция на стеркобилинПоложительнаяПричиной низкого показателя стеркобилина может быть анемия
13Соединительная тканьОтсутствуетСоединительные волокна указывают на плохое усваивание организмом питательных веществ
14Мышечные волокнаОтсутствуютПрисутствие мышечных волокон может говорить о плохо переваренной мясной пище или хроническом панкреатите и гастрите

Возможные отклонения

Если в анализах ребенка есть отклонения, то родители самостоятельно смогут только понять, обнаружены ли глисты или другие паразиты. Отклонения от нормы других показателей могут указывать на различные патологии в желудочно-кишечном тракте. В таблице приведен список возможных отклонений и их причины.

ОтклонениеВозможная патологияДругие факторы, влияющие на показатель
Изменение количестваПонос, запор, заболевание поджелудочной, желчекаменная болезньВведение прикорма, употребление большого количества фруктов, овощей, мяса
Необычный цветВнутренние кровотечения (темный), язва желудка (красноватый), нарушение работы поджелудочной железы (светлый), гепатит (белый)Употребление продуктов, окрашивающих кал (свеклы, томатов) или однообразной пищи (только каш или овощей)
Необычная консистенцияНарушение пищеварения (плотный или жидкий), камни в почках и мочевыделительной системе (мазевидный), нарушение всасываемости в кишечнике (жидкий), плохое усвоение углеводов (пенистый)Большое или маленькое количество жидкости, поступающей в организм
Специфический запахНарушение работы ЖКТ, воспаление кишечникаВведение нового прикорма
КислотностьПанкреатит (высокая), плохое переваривание еды (низкая)
Наличие слизиИнфекционное заболевание, неусваиваемость лактозы, новообразования в кишечникеСильный насморк
Кровь в материалеКровотечения в системе ЖКТ, язвенная болезнь, травмирование ЖКТ, трещины в заднем проходе и геморрой, онкология, инфекционная болезнь
Билирубин у ребенка старше годаДисбактериозПрием антибиотиков
Растворимый белокЯзвенная болезнь, кровотечение, воспаление ЖКТ, нарушение способности переваривать пищу
Высокое содержание мышечных и соединительных волоконГастрит, панкреатит
Крахмал и клетчаткаНарушение пищеварения, воспаление поджелудочной железы, воспаление слизистой желудка, патологии тонкого кишечника
Жирные кислоты и их солиНеусваиваемость углеводов, заболевание ЖКТ
Высокие лейкоцитыРазличные колиты, нарушение целостности прямой кишки, патологии тонкого кишечника, инфекции в ЖКТ
Дрожжевые грибыКандидоз, дисбактериоз

Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass