Что делать при пожаре: памятка для детей

Что такое противопожарная безопасность

Изучение пожарной безопасности и обучение поведению при возникновении критической ситуации входит в общеобразовательный курс школьной программы дошкольных заведений. Каждая мама неустанно повторяет своему малышу, что спичками играть нельзя.

Воспитывая ребенка, следует объяснять ему, какие действия могут привести к небезопасным ситуациям. Например, некоторые виды игр, пребывание в опасных для жизни и здоровья местах, могут стать причиной пожара.

Говорить с детьми о пожарной безопасности следует, чуть ли не с пеленок. Возраст 3-4 года считается оптимальным для того, чтобы рассказать ребенку азы пожарной «грамматики».

Ребенок должен понимать, почему пожары опасны, вреден ли дым, и что хуже, огонь или дым. Оставаться ли в горящей квартире или как-то (и как именно) из нее выбираться. Стоит ли пытаться тушить пожар самостоятельно и кого позвать на помощь, если дома нет взрослых.

На все эти вопросы у ребенка должны быть исчерпывающие ответы, позволяющие принимать правильное решение в критической ситуации.

Давайте разберемся с термином противопожарная безопасность. В базовый курс общеобразовательной программы детских дошкольных учреждений входит тема пожарной безопасности и изучение правильного поведения в критических ситуациях. Любая мамочка постоянно твердит своему чаду, что спички детям не игрушка.

Мало-помалу эти прописные истины занимают прочные позиции в мозгу малыша. Однако, маленькие экспериментаторы зачастую хотят проверить, отчего же именно спички трогать нельзя.

Причем вести такие беседы можно с самого раннего возраста. Дети 3-4 лет очень восприимчивы к информации, в этом возрасте самое время знакомить их с азами противопожарной безопасности. Малышу надо объяснить, чем опасны пожары, что страшнее огонь или дым, насколько вреден дым.

  • оставаться в горящем доме или пытаться из него выбраться,
  • как именно нужно выбираться,
  • предпринимать ли попытки самостоятельно потушить пожар,
  • кого звать на помощь,
  • если родителей нет рядом.
Все эти вопросы не должны ставить ребенка в тупик, он должен разбираться, какое решение будет правильным в критической ситуации.

Организация занятия по пожарной безопасности с детьми

Чтобы организовать занятие по пожарной безопасности с детьми, следует понимать, какая аудитория будет присутствовать на этом занятии: дошкольники, школьники начальной школы, среднего или старшего звена.

Важным моментом является проведение бесед доступным для детей языком. Для дошкольников будут полезными рассказы, беседы и занятия в игровой форме, в форме сказок, инсценировок.

Часто для малышей проводят занятия в форме небольших спектаклей, а после представления в группах обсуждаются конкретные ситуации и моменты, связанные с пожарной безопасностью.

Родители дома должны проводить профилактические беседы с детьми на темы противопожарной безопасности. Дети должны знать, что спички являются необходимым инструментом для разжигания огня для приготовления пищи, но никак не игрушкой.

Дошкольник должен уметь:

  • понять, что возникла небезопасная ситуация;
  • уметь выбраться из горящего или задымленного помещения;
  • уметь позвать на помощь взрослых.

Для школьников начальной школы помимо тематических классных часов учителя могут организовывать встречи с сотрудниками пожарной части, проводить развивающие игры по рисованию плана эвакуации из квартиры, класса, школы.

На уроках рисования дети могут совместно с учителем выпустить стенгазету на тему «Пожарная безопасность глазами детей».

Ученики начальных классов должны уметь:

  • определить «горящие точки» или очаги пожара;
  • уметь выбраться из горящего или задымленного помещения;
  • уметь позвать на помощь взрослых;
  • уметь вызвать пожарную бригаду (правильно назвать адрес, свои координаты и контакты).

Для старшеклассников также проводятся тематические классные часы, встречи с сотрудниками пожарной части и МЧС. Рекомендуется провести уроки в форме ориентирования по план-схемам эвакуации при пожаре.

Комплексный подход к проблеме позволит дать детям фундаментальные знания и умения вести себя в сложной ситуации, а также знать правила, которые предупредят возникновение пожара.

Старшеклассник должен уметь:

  • определить «горящие точки» или очаги возникновения пожара вокруг дома или в доме;
  • помочь членам семьи выбраться из горящего или задымленного помещения;
  • уметь разработать план домашней эвакуации в случае пожара;
  • знать и уметь применять на практике основные действия по тушению пожаров одежды и лечения ожогов;
  • знать и уметь применять на практике, как подготовиться к сезону лесных пожаров.

Прежде всего, необходимо знать, для какой аудитории проводится занятие, чтобы вести его на доступном для определенной возрастной группы языком. К примеру, для дошколят занятие лучше провести в игровой форме, возможно в форме спектакля или сказки.

Родителям обязательно нужно вести с детьми предупреждающие беседы о пожарной безопасности. Ребятам необходимо понимать, что спички – это не игрушка, а необходимая вещь для розжига огня при приготовлении пищи или растопке печи.

  • когда возникает опасная ситуация;
  • в каком случае необходимо незамедлительно звать на помощь взрослых;
  • как выбираться из охваченного огнем или дымом здания.
В начальной школе учитель кроме классных часов на тему пожарной безопасности может проводить встречи с пожарными, различные развивающие игры, в которых, к примеру, нужно нарисовать план эвакуации из класса или из дома.
  • как выглядят очаги пожара, уметь их определить;
  • каким образом нужно выбираться из охваченного огнем или дымом помещения;
  • как звать на помощь взрослых и вызывать пожарных, четко сообщать адрес и свое местонахождение.

Для школьников средней и старшей школы тоже существуют мероприятия по пожарной безопасности. Это классные часы с соответствующей тематикой, встречи с пожарными и работниками МЧС. Также проводят ознакомительные уроки, где учат ориентироваться по планам эвакуации.

Именно комплексный подход к обучению детей правилам пожарной безопасности даст ребятам необходимые знания и умения, которые помогут им быстро сориентироваться в опасной ситуации, а также не позволят им самим становиться причиной таких ситуаций.

  • отличать очаги возникновения пожара в помещении или вокруг него;
  • разрабатывать план эвакуации при пожаре;
  • помогать своим близким выбираться из охваченного огнем или заполненного дымом здания;
  • тушить горящую одежду и оказывать первую медицинскую помощь при ожогах;
  • действовать при лесных пожарах.

Правила пожарной безопасности на природе

Правила пожарной безопасности в лесу очень важны, так как такой пожар наносит огромный ущерб как флоре, так и фауне. Лесные пожары подразделяют на низовые, когда выгорает трава и кустарники, верховые, когда огонь распространяется по кронам деревьев и подземные, когда горят торфяники.

Возникший в лесу пожар очень сложно потушить, поэтому и взрослые, и дети должны знать и соблюдать правила противопожарной безопасности в лесу. Для профилактики лесных пожаров на природе запрещено бросать в лесу тлеющие окурки или спички. Если вы разводите костёр в лесу, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Вдумчиво выбирайте место разведения костра, чтобы огонь не повредил большой участок. Костер лучше делать там, где не растет трава, где уже разводили костер до вас.
  • Нужно окопать место разведения костра.
  • Покидая лес, необходимо затушить огонь, засыпать кострище песком или землей, убедиться, что все угольки дотлели, и пламя не разгорится снова.

Очень важно знать, что в жаркую сухую погоду категорически запрещается разводить костры в лесу. Сухая трава разгорается очень быстро, а тушить ее в таких условиях практически невозможно. Если вы все же стали разводить костер, убедитесь, чтобы рядом не было сухой травы.

Не берите с собой в лес легковоспламеняющиеся жидкости или материалы, пропитанные ими. Мусор после себя обязательно собрать и унести из леса, ведь даже осколки стекла могут привести к пожару в солнечную сухую погоду. Не менее опасен бумажный мусор.

Возникновение пожара на природе представляет собой бесконтрольное горение растительности. Они бывают низовые (когда огнем уничтожается надпочвенный покров), верховые (горит биомасса древостоя) и подземные (горят торфяники).

Лесной пожар – огромные убыток для флоры и фауны, поэтому знать правила пожарной безопасности в лесу и вообще на природе должны все граждане, в том числе и дети.

Запрещено разбрасывать по лесу тлеющие спички, окурки. Разводить костер в лесу нужно только при соблюдении следующих правил:

  • место разведения костра необходимо тщательно выбрать, чтобы пламя не повредило большой участок почвы. Лучше разводить костер там, где не растет трава, где ранее уже разводили огонь.
  • место разведения костра необходимо окопать.
  • уезжая из леса, костер следует потушить, засыпать землей или песком, убедиться, что пламя потухло полностью.

Еще одно важное правило, касаемое разведения огня в лесу, запрещает это делать в жаркую сухую погоду. Сухая растительность очень быстро загорится, потушить ее при таких погодных условиях вряд ли удастся и лес пострадает. Во всяком случае, если разведение костра было запланировано, проследите, чтобы поблизости не было сухо растительности.

Не следует брать с собой в лес жидкости, которые легко воспламеняются, а также материалы, пропитанные такими жидкостями. Весь мусор заберите домой из леса, стеклянные осколки могут стать причиной пожара, поскольку от них в солнечную погоду могут отражаться солнечные зайчики, бумажные отходы также опасны.

Если в лесу случился пожар, по вашей вине или вы просто его обнаружили, немедленно сообщите в пожарную часть. Не поддавайтесь панике.

Если пожар еще не принял глобальных масштабов, вы можете попытаться потушить его самостоятельно, засыпая пламя песком, землей или заливая водой. Если же пламя огня слишком большое, покиньте место пожара, предварительно сообщив пожарным ориентиры, по которым они смогут найти пожар.

Если пожар верховой – уходите от огня, пригибаясь к земле и закрыв лицо мокрой салфеткой, чтобы не надышаться угарным газом. При низовом пожаре следует уходить в перпендикулярном направлении от огня.

Если забрать личные вещи нет никакой возможности, лучше закопать их в землю и вернуться за ними позже. Ждать помощи спасателей лучше на хорошо просматриваемых полянах, пространствах или в специальных укрытиях.

Пожарная безопасность на природе

Основную опасность в быту представляют электроприборы, газовые плиты и легковоспламеняющиеся материалы. Во избежание пожара взрослые обязаны разъяснить детям правила по пожарной безопасности.

  1. Предметы для розжига огня, такие как спички и зажигалки – это не игрушки. Дети должны это четко понимать и не брать их в руки, если вдруг родители забыли убрать такие предметы.
  2. Запрещено сушить белье с помощью обогревателей.
  3. Очень опасно оставлять электроприборы без присмотра, это часто становиться причиной возгорания.
  4. Покидая дом, необходимо убедиться, что все электроприборы, свет и газ выключены. Газовая плита или короткое замыкание часто становятся причиной пожара.
  5. При отключениях электричества люди обычно пользуются восковыми или парафиновыми свечами для освещения. Детям очень нравится смотреть за танцующим огоньком, играть с ним. Но не стоит забывать, что незащищенное пламя легко может переброситься на окружающие вещи и стать причиной пожара.
  6. В помещениях со старой или неисправной электропроводкой пользование электрическими приборами очень опасно. При перегрузке старой электропроводки часто возникает замыкание или перегрев, что ведет к возгоранию. Детям надо это объяснить.
  7. Электро розетки нужно закрыть специальными насадками или экранами.
  8. Ребенок также должен знать, что нельзя оставлять зарядное устройство для мобильного телефона включенным в сеть, да и сам телефон не стоит надолго оставлять на подзарядке без присмотра.

Конечно, многие из перечисленных правил больше касаются родителей, так как их задача обеспечивать безопасность ребенка.

  • Играть спичками, зажигалками, свечами запрещено. Даже если такая вещь оказалась в поле его зрения, он должен незамедлительно отдать ее родителям.
  • Маленьким детям запрещено без родителей включать ноутбуки, компьютеры, телевизоры, пользоваться электроприборами.
  • Запрещено оставлять без присмотра работающие электрические приборы.
  • Запрещается самостоятельно пытаться потушить пожар маленькому ребенку.
  • Если в помещении возникло задымление или воспламенение, следует незамедлительно выбежать из него.
  • В случае, если нет возможности покинуть помещение, необходимо выйти на балкон и как можно громче звать на помощь.
  • Если родителей нет дома, нужно позвать на помощь соседей и известить родителей о происходящем.
  • Нужно вызвать пожарную бригаду или попросить об этом соседей.
  • Прятаться от огня в шкафах или под кроватями в задымленной или горящей квартире категорически запрещено.
  • Во время пожара использование лифта категорически запрещено, поврежденная огнем проводка может вывести его из строя.
  • Если одежда ребенка загорелась, он должен упасть и тушить ее, катаясь по полу.
  • Дым, возникающий при пожаре, зачастую бывает опаснее огня. Чтобы не отравиться угарным газом, дышать в задымленном помещении нужно через влажную ткань, плотно прилегающую ко рту и носу.

Организация занятия по пожарной безопасности с детьми

Соблюдение правил по пожарной безопасности в быту связано с использованием электрических бытовых приборов, газовых горелок и воспламеняющихся предметов. Для того, чтобы избежать возникновения пожара дома, родители и педагоги должны объяснить детям требования по пожарной безопасности в быту.
  1. Спички, зажигалки и прочие предметы, с помощью которых можно разжигать огонь, не игрушка. Родители должны убирать их подальше от детских глаз, а дети, если наткнулись на подобные находки, ни в коем случае не должны брать их в руки.
  2. Нельзя использовать переносные электрические обогреватели для сушки белья.
  3. Нельзя оставлять электрические приборы без присмотра, они могут стать причиной пожара.
  4. Выходя из дома, следует проверить, выключены ли электрические приборы, газ и свет. Замыкание или газовая печка могут стать причиной возгорания.
  5. Во время отключения электричества многие семьи используют восковые или парафиновые свечи для локального освещения помещения. Дети с удовольствием наблюдают за пляшущим язычком пламени и даже играют с ним. Следует быть очень осторожными с горящими свечами, так как незащищенное пламя может легко переброситься на ближайшие предметы и стать причиной возгорания.
  6. В квартирах с неисправной или старой электрической проводкой нельзя пользоваться электрическими приборами. Нельзя перегружать старую проводку, поскольку она может привести к замыканию и возгоранию. Дети должны знать об этом.
  7. Розетки следует закрывать специальными защитными экранами или насадками.
  8. Сейчас практически у каждого школьника есть мобильный телефон. Объясните ребенку, что оставлять его на подзарядном устройстве без присмотра очень опасно.

Все вышеперечисленные правила в большей степени касаются родителей, поскольку их обязанностью является обеспечение безопасности ребенка. Что же касается самих детей, то в целях профилактики пожаров они должны уяснить следующее:

  • спичками, свечками, зажигалками и прочим играть нельзя. Если ребенком найдено что-либо из перечисленного, он должен отдать свою находку взрослым.
  • включать телевизор, компьютер, ноутбук без взрослых нельзя (речь идет о маленьких детях, которые еще не достаточно хорошо освоили эти гаджеты).
  • пользоваться любыми электрическими приборами без взрослых нельзя.
  • оставлять без присмотра включенные электроприборы нельзя.
pamyatka-dlya-detej-po-pozharnoj-bezopasnosti.jpg

Если возникла пожароопасная ситуация, то ребенок должен знать следующие правила и требования:

  • маленьким детям самостоятельно тушить пожар запрещается;
  • в случае возгорания или задымления помещения, его следует немедленно покинуть (выбежать из дома, квартиры). Если такой возможности нет, следует выйти на балкон и громко звать на помощь;
  • позвать на помощь соседей (если родителей нет дома), сообщить родителям о пожаре;
  • попросить соседей вызвать пожарную бригаду или сделать это самому по телефону 01;
  • запрещено прятаться в горящем или задымленном помещении под кроватями или в шкафах;
  • запрещается пользоваться лифтом во время пожара, так как он может выйти из строя из-за повреждения электропроводки;
  • если пламя перекинулось на одежду ребенка, он должен падать на пол и катаясь, тушить ее;
  • дым опасен не менее огня, поэтому для предотвращения отравления угарным газом лицо во время пожара следует прикрывать мокрым полотенцем или салфеткой.

В целях повышения безопасности детей педагоги и воспитатели должны донести для своих воспитанников следующую памятку по пожарной безопасности.

  1. Пожарную охрану следует вызвать по телефону 01. При этом необходимо внятно и четко назвать адрес и фамилию.
  2. Горящий электроприбор следует выключить и накрыть одеялом или ковриком. Это ограничит подачу кислорода к объекту возгорания и уменьшит (или затушит) пламя.
  3. Окна при пожаре лучше не открывать. Прямой доступ кислорода к очагу возгорания будет только усиливать горение.
  4. Важно оповестить о пожаре ближайших соседей.
  5. Если есть младшие братья или сестры, то старшие должны помочь им выбраться из горящего помещения.
  6. Важно знать, как правильно выбираться из задымленного помещения. Чтобы не надышаться угарным газом, выбираться следует ползком, или просто как можно ниже пригибаясь к земле. К лицу лучше приложить влажную салфетку или ткань.pamyatka-dlya-detej-po-pozharnoj-bezopasnosti.jpg

Если вы стали причиной лесного пожара или обнаружили его незамедлительно вызовите пожарную бригаду. Нельзя поддаваться панике. Пока пламя не распространилось, попытайтесь погасить его, засыпав песком, землей или залив водой.

При верховом пожаре покидайте место возгорания, укрыв лицо влажной салфеткой, чтобы не пострадать от угарного газа, и пригибаясь к земле. Если пожар низовой, нужно уходить в направлении перпендикулярном направлению огня. Если нет возможности забрать свои вещи, можно закопать их, чтобы потом за ними вернуться.

В случае, если вы нуждаетесь в помощи спасателей, лучше ждать их на открытых хорошо просматриваемых пространствах или в специальных укрытиях.

Для повышения противопожарной безопасности взрослым необходимо донести до детей такую памятку:

  1. Телефон пожарной службы – 01. Вызывая пожарных очень важно четко и понятно называть адрес и фамилию.
  2. Если загорелся электрический прибор, его необходимо выдернуть из розетки и накрыть полотенцем или одеялом, что поможет уменьшить или даже потушить пламя, перекрыв доступ кислорода.
  3. В случае возникновения пожара окна следует держать закрытыми, так как доступ кислорода лишь усилит пламя.
  4. При возникновении пожара нужно немедленно оповестить соседей.
  5. Старшие дети должны помогать своим младшим сестрам и братьям покинуть объятое огнем помещение.
  6. Необходимо помнить, что дым представляет большую угрозу. Поэтому выбираясь из задымленного помещения, нужно передвигаться на четвереньках или как можно ниже наклоняясь к земле, при этом желательно укрыть рот и нос мокрой тканью.
pamyatka-dlya-detej-po-pozharnoj-bezopasnosti.jpg

Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить, что при обучении детей правилам противопожарной безопасности, не стоит забывать о возрасте детей. Так для дошкольников будет достаточно знаний о правильном уходе от огня и оповещении взрослых.

Людмила Разумова

Изучить памятку о пожарной безопасности можно здесь.

Почитать разные статьи в рубрике «Пожарная безопасность» можно тут.

Статья «Как обучить ребенка пожарной безопасности?»
pamyatka-dlya-detej-po-pozharnoj-bezopasnosti.jpg

Посмотреть видео на тему “Культ Безопасности – защита ребенка от пожара”


Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass