Чем помогают родителям методики раннего развития детей

Современные развивающие методики детей с 6 месяцев до года

Как думаете, какой методики развития детей не существует? На самом деле, той естественной и логичной, заложенной природой в каждой маме. То, как мы ведём себя с новорожденным ребенком, по сути, тоже этап развития с набором необходимых действий, но для их воплощения в жизнь обычно не нужны особые знания.

Но даже такие, на первый взгляд, банальные вещи нужно делать на регулярной основе: так у крохи формируются базовые навыки, рефлексы и отношение к окружающему миру. 

Так малыш будет одновременно получать физическую нагрузку, контакт с близким человеком и новую полезную информацию в форме игры.

Кстати, подобные развивающие эпизоды лучше совмещать с привычными ритуалами: купание, зарядка на мяче, воздушные ванны, отход ко сну или пробуждение. Систематический подход позволит не только родителям не пропустить занятие, но и крохе привыкнуть к такой форме общения.

Использование методики раннего развития ребенка с рождения — лучшее времяпрепровождение для всех. Пока взрослый поёт весёлую песенку или ритмичную потешку, малыш тренирует звуковое восприятие, изучает на лице эмоции и следит за мимикой.

В возрастном диапазоне от 0 до 6 месяцев можно начинать пробовать заниматься с ребёнком по системе Домана. Если рассматривать развивающие методики, детские карточки пользуются наибольшей популярностью.

Суть занятий проста: родитель показывает малышу изображения, на которых есть картинка предмета и подпись к нему, либо же только слово, либо точки, обозначающие количество. Взрослый озвучивает то, что на карточке, при этом может придумывать другие ассоциации или целые истории с изучаемым словом. Таким образом формируется образное мышление, зрительная память, восприятие информации на слух.

Методики раннего развития детей

Когда малыш становится активнее, он может перестать смирно разглядывать карточки, поэтому родителям нужно быть к этому готовыми, насильственные занятия не пойдут на пользу таким темпераментным детям. К тому же есть мнение, что, несмотря на большой объем информации, который ребёнок узнает через карточки, без дополнительного ассоциативного обучения он не сможет применять полученные знания в жизни.

К полугоду ребенок становится более физически развит, начинает самостоятельно сидеть, что дает возможность разнообразить занятия с ним, используя новые методики развития детей раннего возраста в дополнение к указанным выше.

Кубики Зайцева

Педагог разработал свою систему обучения, где используются таблицы и кубики со слогами-складами. Главным правилом является полная раскрепощенность малыша в момент обучения — от него не требуют тишины и усидчивости.

Такая система раннего развития ребенка до года подойдёт многим родителям. Однако, если захотите продолжить обучение в дальнейшем, чтобы получить видимый результат, необходимо будет усложнять технику, использовать таблицы и ознакомиться с авторским подходом основательно.

Основа методики — развитие младенца через рисунок. Подход формирует желание творить, пробовать, экспериментировать, улучшает мелкую моторику, а бонусом — настроение ребёнка. Суть очень проста: расстелите большой лист ватмана на полу, предложите юному художнику нетоксичные краски и начинайте творить.

Изучая раннее развитие детей до одного года, методики и подходы, нельзя не упомянуть о Сесиль Лупан. Женщина считает, что чем дольше ребёнок что-то изучает, тем лучше, поэтому заниматься нужно с самого младенчества.

Так как автор методики не педагог, а лишь такая же мама, как и все, то наибольший акцент сделан на личном опыте, которым она делится в своей обучающей книге. 

У Сесиль внимание сконцентрировано на развитии органов чувств, поэтапном подходе в процессе обучения и позитивном настрое. 

Согласитесь, что родители даже без знаний о методиках раннего развития детей используют эти приемы повсеместно. Поэтому не бойтесь полагаться на природное чутье, когда речь идёт о воспитании младенца.

Пожалуй, одной из популярнейших методик раннего развития малыша является именно Монтессори. Главный ее принцип — создание для детей подходящей среды, где они могут самостоятельно изучать мир. Педагог играет лишь роль помощника, но не инициатора, который не вмешивается без необходимости в дела ребенка, но и не отказывает в просьбе о помощи.

С года до трех лет — самый ранний возраст для начала занятий. Вообще группы Монтессори чаще делят на младшую, где детям от 1 до 6 лет, и старшую — от 7 лет. Благодаря разновозрастности малыши контактируют с детками постарше и активно помогают друг другу.

В оригинале система Монтессори следует достаточно строгим ограничениям, например, отказ от ролевых игр, чтения сказок. Для обучения необходимо создавать определенную среду, использовать дидактические материалы.

Что-то можно сделать и самостоятельно, но, если хочется следовать именно этой методике раннего развития детей от года, лучше найти центры с педагогами, которые будут основаны на данном принципе обучения и оснащены соответственно.

Подход Монтессори хорош тем, что учит ребёнка в первую очередь самостоятельности и самодисциплине. Обучение проходит под лозунгом: «Помоги мне это сделать самому!»

Также среди методик раннего развития детей от одного года у многих на слуху книга японского автора под названием «После трех уже поздно». В ней Масару Ибука излагает свою точку зрения на воспитание и обучение малышей, считая, что дети от природы имеют большое желание учиться всему новому, главное, чтобы их интерес не подавлялся множеством игрушек.

Лучше выбирать в качестве дидактических материалов наследия мировой культуры в виде стихов, классической музыки и полотен великих творцов.

Система раннего развития малышей от Масару Ибука рассчитана на японский менталитет, где людям свойственно созерцание, послушание и почтение, что в целом не всегда вяжется с нашими привычными взглядами на мир и воспитание.

Сборники книг «Школа семи гномов» — это по сути лучшие методики раннего развития в одной коллекции. Обучение направлено на всестороннее развитие ребенка, имеет классификацию по возрастам, разные тематические задания с пояснениями для родителей, которые поначалу нужно выполнять вместе с детьми, а в старшем возрасте можно доверить им делать все самостоятельно.

Важно учесть, что потребуется приобретать материал для каждого возраста отдельно и уделять время на занятия. Несмотря на то, что пособия рассчитаны с рождения и до школьного возраста, наибольшую актуальность приобретают для детей от года, когда ребенок начинает проявлять больше инициативы в обучении.

Развивающие методики для детей от 2 лет не особо отличаются от тех, что описаны ранее для малышей. В них лишь усложняются и более тщательно прорабатываются уже изученные темы и приемы, дается больше свободы для самостоятельных действий.

Стоит отметить, что современные методики обучения дошкольников включают в себя не только целостные системы конкретных авторов, но и занятия по сборникам с заданиями, тестами, которые ребенок прорешивает сам или с помощью родителя и педагога.

Это больше приближает малыша к тому, что ждет его в школе, ведь он, как большой, получает задание, а после — оценку за его выполнение. Такой формат очень подходит тем, кому сложно найти время на развивающие методики для детей 3 лет и старше.

Методика Никитиных

Семья русских педагогов разработала свою методику, в основу которой заложено как физическое, так и умственное развитие детей. Спортивный настрой, проявление активности и энергичности явно в большей степени поддерживается в ребенке, который воспитывается по методу Никитиных.

Вячеслав Воскобович — автор пособий «Сказочные лабиринты игры», которые включают в себя задания для детей разного возраста. Основа взаимодействия педагога или родителя и ребенка происходит на основе готового сюжета игры-сказки с красочными иллюстрациями, оттого занятия очень нравятся маленьким ученикам.

Какие методики существуют?

Так, как же вырастить из ребенка гения? Ниже приведем список самых популярных методик по раннему развитию ребенка:1.Школа Марии Монтессори2.Карточки Гленна Домана3. Система Николая Зайцева4. Развивающие игры Никитиных5. Вальдорфская методика

Итальянский врач, педагог Мария Монтессори разработала уникальную систему раннего развития, которая основывается на идее свободного воспитания. Рассчитана на детей от 6 месяцев до 6 лет. На практике ее чаще применяют к детям старше 2,5-3 лет.

Обязательным является создание благоприятного пространства, наличие всех необходимых игрушек и материалов для обучения. Занятие по Монтессори – это легкие и динамичные упражнения по развитию речи, мелкой моторики, координации.

Включает в себя пение, танцы, лепку, рисование, аппликацию и пр. Особенностью является то, что ребенку предоставляется полная свобода выбора: из представленного широкого спектра игрушек и материалов он сам выбирает то, что ему наиболее интересно. Задача педагога при этом – лишь мягко направить ребенка и помогать в изучении.

Достоинства:– Доступность. Родители могут организовать благоприятную развивающую среду самостоятельно;– Развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, аналитические способности;– Развивает мелкую моторику, что способствует при обучении письму.

Недостатки:– Не подходит неусидчивым подвижным детям;– Мало внимания уделяется физическому развитию детей;– Занятия индивидуальные, а не коллективные. Отсутствие коммуникации и игры с другими детьми.– Не рассчитана на развитие правого полушария мозга, отвечающего за творчество.

Американский врач-нейрофизиолог Гленн Доман разработал методику, в которой особое внимание уделяется физическому и интеллектуальному развитию детей. По мнению автора, чем раньше начать обучение, тем лучше.

Работает по принципу: развитие физическое способствует развитию интеллектуальному. Поощрение потребности ребенка в движении, будь то ползание, плавание или хождение. Методика включает в себя несложные физические упражнения и карточки Домана с крупно написанными на них словами (речь, письмо) или точками (математика).

Достоинства:– Дети непринужденно запоминают большой объем информации;– Развивает зрительную память;– Приучает к активному образу жизни;

Недостатки:– Запоминание слов, а не букв;– Рассчитана на предоставление большого количества информации, но не учит этой информацией пользоваться.

Система Зайцева

Педагог из Санкт-Петербурга Николай Зайцев разработал «кубики», по которым дети учатся речи и основам математики. В основе его идеи – «склад». Склад – это таблицы слогов (па-, ма-, да- и пр.) и арифметических действий, расположенные на кубиках.

Помимо этого, должны быть кубики с картинками, пазлы, музыкальные инструменты, игрушки со звуками. При использовании такой методики можно научить читать детей в возрасте 3,5-4 лет. Малыши от 1 года с помощью кубиков могут научиться говорить.

Достоинства:– Позволяет быстро научиться чтению и счету;– Занятия можно проводить как в группе, так и индивидуально;– Развивается память, особенно, зрительная;– Уделяется внимание творческим способностям.

Недостатки:– Не рассчитана на развитие мелкой моторики рук, как следствие, письма;– Возникновение завышенной самооценки у детей. «Я знаю все!»

Семья педагогов Бориса и Елены Никитиных, воспитавших семерых детей, составила методику, которая направлена на интеллектуальное и физическое развитие детей. Предполагает постоянный диалог взрослого с ребенком, где первый лишь подталкивает малыша к обучению, а также свободу выбора у ребенка.

Создали развивающие игры «Рамки и вкладыши», «Дроби», «Уникуб», направленные на развитие логики и творческих способностей. Предполагает совместные игры и выполнение физических оздоровительных процедур.

Достоинства:– Доступность. Ориентирована на домашнее обучение;– Развитие не только интеллектуальное, но и физическое;– Система помогает организовывать время.

Недостатки:– Отсутствие индивидуального подхода;– Мало внимания уделяется развитию творческих способностей;– Жесткие методы закаливания.

Ее автор Рудольф Штайнер выступает за то, чтобы как можно дольше оставлять ребенка в его «сказочном мире». Рассчитана на развитие творческого потенциала, развивает фантазию, воображение. При такой методике нет «опережения» развития ребенка, но создаются условия для его развития в собственном темпе.

Достоинства:– Направлена на развитие личности;– Раскрывает творческий потенциал ребенка;– Нет системы оценок;– Многообразие форм обучения.

Недостатки:– Не подходит детям с математическим складом ума;– Позднее обучение детей письму и чтению;– Полная изоляция детей от гаджетов.

ЗА и ПРОТИВ раннего развития ребенка

Так, стоит ли с малолетства делать из ребенка вундеркинда? Одной из ярких представительниц из мира шоу-бизнеса, выступающей за раннее развитие детей, является телеведущая и журналистка Ксения Собчак. Сейчас ее сыну Платону 2,5 года.

Мнение общества на раннее развитие ребенка разделилось. Одни поддерживают такой подход, другие уверены, что познание мира должно происходить «естественным путем», поэтапно, в соответствии с возрастом ребенка.

Также существует мнение, что опережение развития интеллектуальных способностей вносит дисгармонию в общее становление ребенка как личности. Так, возможны ситуации, когда ребенок умеет читать, но не понимает содержание и, как следствие, возникают проблемы с эмоциональной вовлеченностью при чтении. Что на этот счет думают специалисты?

«Ребенку до трех лет достаточно общения с родителями. Оно должно быть разнообразным, интересным, не сколько ограничивающим, сколько поддерживающим его любознательность, которая есть от природы. Ребенка не нужно мотивировать, чтобы познавать мир.

Я не против методик раннего развития, а против того, какие на них возлагают надежды. Например, мне говорят: «Я нашел методику, которая научит ребенка быстро считать в три года». Зачем? Какой смысл, если вы потом не станете это поддерживать?

«Мой ребенок умеет читать в 3 года». Если мы зайдем во 2-3 класс, мы не увидим там ни одного не читающего ребенка. И мы не отличим ребенка, который научился быстро читать в 9 лет, и ребенка, который научился читать в 3 года. Разницы никакой.»

Дарья Старикова обращает внимание на другой немаловажный аспект – эмоциональное общение ребенка до трех лет с родителями. По ее мнению, именно на это должен делать акцент родитель, помочь ребенку в осознании и понимании своих эмоций. Она обращает внимание, что родители также должны брать ответственность за развитие своего чада.

«Другая проблема – молодые мамы. Меня пригласили в группу из 60 мамочек, находящихся в декрете. Обсуждают, куда сходить с маленьким ребенком. Они водят детей на различные кружки, занятия, например, по математике.

Очень активно. И тут я предлагаю им организовать тренинг «Я – родитель». Чтобы родители сами посмотрели и научились взаимодействовать с ребенком. Реакции ноль! Тишина была сутки, пока в эту группу не выложили пост про ментальную математику. И тут пошло: «Когда?

», «Во сколько?», «А что?». Из чего я делаю вывод, что родители часто не желают брать ответственность, не видят то, а что они сами вкладывают в своего ребенка. Это какой-то бич. Чем младше ребенок, тем больше его развитие будет зависеть от взрослого!»

Здесь ее поддерживает и другой эксперт – педагог дополнительного образования детей в области социально-педагогической деятельности Анастасия Данильчик. Она отметила, что стали чаще приводить детей в детсады и кружки в возрасте 1,5 лет.

«Таких малышей очень жалко. Потому что педагог или няня не уделяют достаточного внимания. И никто не даст те эмоции и знания так, как это могут мама и папа. Что касается школ по раннему развитию детей, то рекомендую отдавать ребенка, как минимум, с трех лет.

До трех лет малышу нужно лишь общение и внимание родителей. Дети не испытывают потребности в социализации, общении с другими детьми до трех лет. Современные центры приглашают малышей от восьми месяцев!

Но самому ребенку, если у него нет отклонений в развитии, это не нужно. Т.е. не обязательно отдавать ребенка на многочисленные кружки, создавать для него расписание. Достаточно самому проводить время с ребенком: петь, танцевать, рисовать, включать в развивающие игры».


Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass