Подросток (ребенок) манипулирует родителями: что делать

Быть последовательным

Дети в пубертатный период начинают манипулировать взрослыми, пытаясь расширить границы дозволенного и самоутвердиться. К 12–14 годам они уже четко понимают, как мама и папа реагируют на слова и поступки, чего боятся и хотят от него.

Не получая желаемого, ребенок пускает в ход истерики, угрозы, побеги из дома и откровенный шантаж. Родители часто допускают ошибки, не зная, как пресечь манипулирование. Одни жестоко наказывают ребенка, другие проявляют неуместную лояльность, а третьи вовсе игнорируют проблему, беспечно рассчитывая, что все наладится само. Важно быть последовательными, твердо стоять на своих позициях и не поддаваться на провокации.

Доверять ребенку

С первых дней жизни ребенка необходимо уметь договариваться с ним, учить его правильно выражать эмоции и делать все для правильного формирования детской психики. Для этого нужно придерживаться следующих правил:

  • любить детей, говорить им о своих чувствах несколько раз в день;
  • поддерживать во всех начинаниях и оставлять право на собственное мнение;
  • уважать эмоции малыша, признавая право впадать в отчаяние из-за сломанной игрушки;
  • наказывать соразмерно проступку;
  • никогда не сравнивать ребенка с другими, говорить ему, что он хуже;
  • порицая за конкретный поступок, не давать негативную оценку личности: «Ты плохой».
Обязательно следует восстановить доверие. Для этого можно применять методику активного слушания, которая поможет глубже вникнуть в переживания подростка и понять его. Суть метода: вместо замечания или упрека произносится фраза, содержащая предположение касательно испытываемых подростком эмоций, и объяснение его поведения. Даже если реакция будет агрессивной, диалог эффективнее молчания.

Разобраться в причинах

Распознать первые попытки подростка манипулировать родителями не трудно. Одни играют на слабостях и страхах, другие прибегают к угрозам, а третьи и вовсе совершают шокирующие поступки с целью получить желаемый результат, вплоть до попыток суицида. Чтобы знать, как реагировать, важно выявить причину и распознать форму манипуляции.

Принято различать семь основных форм:

  • Истерики. Слезы характерны больше для девочек, которые ежечасно начинают плакать, требуя исполнить их желание или отменить наказание.
  • Угрозы и шантаж характерны и для мальчиков, и для девочек. Подростки грозят распространить нелицеприятные сведения о родителях, покончить с жизнью или совершить преступление, если их требование не будет выполнено.
  • Ложь и интриги. Дети лгут о намерении посетить библиотеку или остаться у друзей с целью совместной подготовки к контрольной, чтобы в действительности отправиться на прогулку.
  • Причинение вреда себе. Крайние меры, характерные для подростков, страдающих неврозом или акцентуацией. Обычно речь не идет о реальном вреде, и подросток принимает упаковку глюкозы, неглубоко режет кожу на запястьях или проводит ночь в подъезде.
  • Сравнения с родителями других и спекуляция чувствами. Обычно используются формулировки: «А вот у Димы родители…» и «Если бы я был вам дорог, вы бы…».
  • Депрессия и апатия в принципе характерны для пубертатного периода, но когда эти проявления возникают в ответ на запрет или требование сделать что-то, имеет место манипуляция.
  • Приискание сторонников (бабушки, соседи, педагоги). Совершается с целью опорочить родителей в отместку за наказание.
Подростки удивительно изобретательны и непредсказуемы. Из-за гормональной перестройки организма их настроение постоянно меняется, и на смену эйфории приходят апатия и хандра. Данный возраст крайне важен для становления личности, т.к.

сформированные в детстве черты характера получает в это время свое закрепление. Взрослые люди не способны меняться, в отличие от подростков. Поэтому так важно сохранить доверие в отношениях и научить подростка вести себя достойно в любых ситуациях.

Объяснять

Когда дети начинают прибегать к шантажу, угрожая сбежать из дома, надо сообщить о том, что их поведение ранит. Фразу надлежит строить по формуле:

  • чувства;
  • поступок ребенка;
  • последствия;
  • вывод.

На деле это будет звучать так: «Я тебя очень люблю. Мне очень обидно и страшно, когда я слышу твои слова. Я боюсь за тебя и твою безопасность. Не могу купить тебе новый телефон сейчас, т.к. нет денег на покупку.


Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass