Каковы причины развития гиперактивности у детей и как лечить такую патологию

Масштаб проблемы

Изучением этой проблемы ученые и специалисты занимаются уже давно, но тревогу стали бить только тогда, когда накопленные данные показали ее социальную значимость и масштаб.

Если верить статистике, то почти повсеместно встречается гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение, воспитание играют при данной проблеме важную роль. Об этом поговорим немного дальше.

Считают, и это уже практически доказано, что такие малыши труднее адаптируются к коллективам, а во взрослой жизни также потом могут быть проблемы. Ученые подсчитали, что почти 80% преступников страдали гиперактивностью в детском возрасте.

В нашей стране изучением этой патологии занялись позже, да и сейчас можно отметить некоторую неосведомленность педагогов, врачей в вопросах, которые касаются этого заболевания. Именно поэтому большинство детей с диагнозом СДВГ остаются без необходимого лечения.

А это чревато некоторыми последствиями, например, у этих детей часто бывают неприятности в школе, родители дома кричат на них за их неудачи, они не дополучают родительской любви, а в итоге ищут утешения в компании друзей. А они, как известно, бывают разные, поэтому и последствия могут быть достаточно плачевными.

Взрослые обычно не заостряют внимание на поведении малыша, считая, что он с возрастом «перерастёт». И к врачу обращаются лишь тогда, когда проблему уже просто нельзя не распознать.

В детском саду проблема лишь начинает развиваться. Но вот когда ребёнок идет в школу, признаки начинают выражаться более явно. Учебный процесс требует организации занятий, то есть это именно то, к чему малыш не подготовлен.

Малыши с повышенной активностью постоянно нуждаются в контроле преподавателя, так как сосредоточить внимание ребёнка на учебном процессе очень сложно, он постоянно занимается посторонними делами, отвлекается, сказывается нехватка внимания.

Развитие таких малышей отстает от одноклассников. Преподаватели не могут подстроиться под развивающуюся патологию, это приводит к конфликтам. Гиперактивный малыш в школе нередко подвержен издевательствам сверстников, у него появляются проблемы с общением. С ним не хотят дружить, это вызывает обидчивость, приступы рукоприкладства, агрессии.

Склонность к лидерству из-за невозможности быть им начинает порождать развитие заниженной самооценки. Через определенное время развивается замкнутость. Более выражено появляются психологические проблемы.

Многих родителей пугает этот диагноз. Они могут считать, что их ребёнок отстаёт в развитии. Это ошибочное мнение, ведь на самом деле гиперактивный малыш:

  1. Творческий. У него много интересных идей, а воображение очень богатое. Если папа с мамой помогут ребёнку, в будущем он сможет стать замечательным специалистом с креативным подходом к делам или представителем творческой профессии с многогранными интересами.
  2. Имеет гибкий ум, отличается энтузиазмом, умением находить решение сложным задачам. Он разносторонне развит, имеет множество интересов, стремится быть в центре внимания.
  3. Энергичен и непредсказуем. Это свойство может быть как благотворным, так и негативным. У малыша много сил для разных занятий, но удержать его на месте бывает практически невозможно.
Есть мнение, будто гиперактивный малыш всегда находится в движении и хаотично перемещается. Это не совсем так. Если какое-либо занятие поглотило всё внимание дошкольника, он может забывать обо всём другом. Родителям важно поощрять хобби, позволив ему самостоятельно выбирать, что делать.

Признаки СДВГ

Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.

Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:

  1. Дефицитом внимания.
  2. Импульсивностью.
  3. Гиперактивностью.

Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.

В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.

Проявления дефицита внимания:

  1. Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
  2. У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
  3. Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
  4. Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
  5. Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
  6. Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
  7. Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
  8. Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
  9. В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.

Проявления импульсивности и гиперактивности:

  1. Ребенок часто встает с места.
  2. Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
  3. Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
  4. Ему трудно участвовать в спокойных играх.
  5. Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
  6. Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
  7. Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
  8. У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
  9. Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.

Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).

Причины гиперактивности детей

Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи.

В течение многих лет доминировало мнение, что в основе развития СДВГ лежат нарушения отношений в семье ребенка. Причину видели в ошибках воспитания совершенных родителями.

В настоящее время уже известно, что такой подход к проблеме ошибочен. Да, нарушения отношений в семье, сложная семейная ситуация, импульсивность родителей, отсутствие надлежащей системы норм могут усиливать симптомы, но не являются причинами недуга.

Ребёнок с СДВГ бегает около забора
Дети с СДВГ не могут найти себе места!

Вторая гипотеза касательно развития СДВГ видит главную и непосредственную причину такого состояния в повреждении тканей головного мозга ребенка. Однако, благодаря прогрессу медицинской диагностики оказалось, что это не самая распространенная причина появления симптомов гиперактивности.

На основании многочисленных исследований удалось прийти к выводу, что причина синдрома дефицита внимания с гиперактивностью хранится в ДНК человека, т.е. основой этого заболевания являются генетические факторы . Это означает, что СДВГ может передаваться из поколения в поколение.

Обнаружение этого заболевания у одного из родителей ребенка, увеличивает вероятность возникновения этих же заболеваний у малыша. Наследуемость СДВГ составляет около 50%. Кроме того, если у одного ребенка будет диагноз СДВГ, существует большая вероятность развития этого заболевания у других детей этих же родителей (примерно в 35% случаев). В связи с этим говорят о родовом возникновения СДВГ.

Уже известно, что причина описанных нарушений кроется в генетике человека. Однако, ученным пока не удалось извлечь ген, отвечающий за это состояние. В «связи» с этим, можно сказать, что СДВГ – это полигенное наследуемое заболевание.

Семейные исследования показали, что риск возникновения СДВГ значительно (в семь раз) выше в семьях, где кто-то уже страдает от этого расстройства. Кроме того, исследования на близнецах одно- и двуяйцевых подтвердили гипотезу о генетической обусловленности синдром дефицита внимания.

Гиперактивность у детей школьного возраста, лечение и причины этой патологии рассмотрим подробнее. Начнем с того, что выясним, что может спровоцировать развитие гиперактивности. Причин может быть несколько:

  1. Аномальное протекание беременности:
  • Недостаточное снабжение плода кислородом.
  • Угроза выкидыша в разные сроки.
  • Частые стрессовые ситуации в интересном положении.
  • Несоблюдение рекомендаций по правильному питанию.
  • Курение.

2. Неблагоприятные роды:

  • Слишком затяжная родовая деятельность.
  • Стремительные роды.
  • Если пришлось прибегнуть к медикаментозному стимулированию родовой деятельности.
  • Недоношенность.

3. Прочие причины:

  • Наличие неврологических проблем.
  • Частые конфликты в семье между родителями.
    гиперактивность у детей школьного возраста лечение и причины
  • Слишком большая требовательность и строгость по отношению к ребенку.
  • Отравления химическими веществами.
  • Неправильный рацион ребенка.

Если имеет место сочетание сразу нескольких причин, то возрастает вероятность того, что возникнет гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение доктор обязательно должен назначить, но, к сожалению, это можно видеть не всегда. Часто даже родители не обращают на эту проблему внимания и не идут на прием к врачу за помощью.

Важно при диагнозе "гиперактивность" у детей школьного возраста лечение. Профилактика между тем также просто необходима. А начинаться она должна еще до появления ребенка на свет. Будущей маме необходимо обеспечить все условия для нормального протекания беременности.

Для предотвращения обострений, если у малыша уже есть диагноз "гиперактивность", надо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Помочь ребенку осваивать техники, помогающие в усвоении школьного материала.
  • Во время занятий убрать все отвлекающие предметы, создать рабочую обстановку.
  • Поддерживать ребенка, повышать мотивацию для продолжения занятий.

Кроме этого, родители должны придерживаться некоторых правил при общении с гиперактивным ребенком:

  1. Надо хвалить малыша даже за малейшие успехи.
  2. У ребенка должны быть свои поручения, хоть и небольшие, но он их должен выполнять сам и регулярно.
  3. Можно практиковать ведение дневника, в который записываются все успехи.
  4. Надо ставить такие задачи, которые выполнимы для ребенка.
  5. Необходимо четко обозначить все границы дозволенного и того, что категорически нельзя.
  6. Из обращения надо убрать приказной тон.
  7. В доме должен соблюдаться распорядок дня.
  8. Не позволяйте малышу перенапрягаться.
  9. Время просмотра телепередач надо свести к минимуму.
  10. Надо обязательно наладить режим сна и бодрствования.
  11. Сами родители должны сохранять спокойствие в любой обстановке.
  12. Родители должны помочь ребенку выбрать такую сферу деятельности, где он может показать свои способности.
Если ваш ребенок слишком гиперактивен, то не надо паниковать и ставить на нем крест. С современными возможностями медицины можно справиться и не с такими патологиями, надо только вовремя обратить на это внимание и посетить доктора.

Повышенная возбудимость обычно отмечается у малышей, чьи родители имеют холерический склад характера. Дети, как правило, лишь копируют поведение в более выраженной форме.

Если рассматривать признаки гиперактивности у ребенка до года, то отмечается явная тенденция к генетической расположенности передачи этой патологии. Приблизительно 45% родителей гиперактивных малышей в детстве перенесли это состояние.

В большинстве случаев сбои в мозговой активности закладываются внутриутробно. К формированию патологии могут привести следующие факторы:

  • Тяжёлая беременность;
  • Нездоровый образ жизни или курение матери в период ожидания малыша;
  • Стрессы и переживания, испытываемые будущей матерью;
  • Внутриутробная асфиксия;
  • Токсикозы во время вынашивания плода;
  • Гипоксия.

Реже болезнь может зарождаться в результате тяжёлого течения родов. На её возникновение способны повлиять такие явления, как:

  • Очень длительные схватки или потуги у роженицы;
  • Использование медикаментов для стимуляции родов;
  • Появление на свет малыша на сроке до 38 недель.

В исключительных случаях гиперактивность появляется по другим причинам, никак не связанным с рождением. Патология может возникнуть, если присутствуют такие факторы:

  • Болезни нервной системы;
  • Ссоры и частые конфликты между родителями;
  • Излишне строгое воспитание;
  • Серьёзное отравление химикатами;
  • Нездоровое питание.

Перечисленные причины — это факторы риска. Конечно же, необязательно, что из-за тяжёлых родов на свет появится гиперактивный ребёнок. Если будущая мама часто нервничала и лежала на сохранении, риск развития проблемы у её малыша повышается.

Специалисты считают, что существует множество факторов, которые провоцируют развитие гиперактивности. Условно их разделяют на три основные категории. Каждая из них содержит в себе определенные причины, негативно влияющие на ребенка:

  1. 1. Наследственный фактор: кто-либо из близких родственников страдает гиперактивностью.
  2. 2. Биологические причины. К ним относят травмы в период родов или нарушения головного мозга малыша при беременности мамы.
  3. 3. Социально-психологические факторы: нездоровая обстановка в семье, алкоголизм родителей, отсутствие должного воспитания, неприемлемые условия проживания.

Основной причиной развития синдрома специалисты считают незрелость или сбои работы мозга. Они приводят к неправильному восприятию эмоциональных, зрительных и слуховых стимулов, так как они являются избыточными для детей и поэтому становятся причиной их раздражения.

Проведенные исследования показали, что 60% детей с гиперактивностью приобрели заболевание вследствие воздействия неблагоприятных факторов в период беременности матери или родов, таких как:

  • недостаток кислорода в период внутриутробного развития;
  • риск прерывания беременности;
  • вредные привычки (курение, алкоголь);
  • регулярные стрессы в период беременности;
  • несбалансированное питание матери;
  • недоношенность;
  • преждевременная стимуляция родов;
  • поражение нервной системы малыша.
Основной причиной появления СДВГ является генетическая предрасположенность ребенка, в случае отсутствия этого условия заболевание не может развиться.

Неприятности в семье, отсутствие любви и внимания со стороны родителей, угнетающая обстановка в итоге приводят к тому, что заболевание прогрессирует. В дальнейшем, когда ребенок не может освоиться в школе и отстает в учебе, это приводит к раздражительности родителей, они применяют замечания и наказания, что только усугубляет ситуацию.

Как проявляется гиперактивность?

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский рекомендует начинать только тогда, когда установлено, что это заболевание, а не проявление нормы. А чтобы это выяснить, необходимо знать симптоматику патологии, ее можно разделить на несколько групп:

  1. Проблемы с активным вниманием. Такие дети не могут концентрироваться длительное время, во время учебных занятий часто отвлекаются, делают ошибки. Малыш может потерять или забыть свои вещи, для него труднее всего выполнять задания, которые требуют усидчивости и сосредоточенности.
    гиперактивность у детей школьного возраста лечение и признаки
  2. Двигательная активность относится ко 2-й группе признаков. Можно наблюдать постоянное движение, при этом у ребенка нет определенной цели, все движения хаотичны и бессмысленны. Малыш не может долго сидеть без движения, постоянно что-то теребит, дергает ногами. Наблюдаются проблемы со сном, ребенок много говорит, для него не проблема пообщаться с совсем посторонним человеком.
  3. Импульсивность. Ребенок не контролирует свои действия, для него не существует правил. Часто инициирует конфликты с другими детьми и взрослыми, может быть агрессивным.
    гиперактивность у детей школьного возраста лечение и симптомы

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение (Комаровский так считает) может и не понадобиться, когда заболевание проявляется в легкой форме. При этом много усилий и терпения требуется прежде всего от мамы, чтобы помочь ребенку научиться справляться со своими проблемами.

Но часто может потребоваться, если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение. И симптомы, кроме перечисленных, добавляются следующие:

  • Капризность.
  • Плаксивость.
  • Раздражительность.
  • Болтливость.
  • Стремление быть всегда и во всем лидером.
  • Общение предпочитается с младшими по возрасту.
  • Часто еще ребенок бывает левшой.
  • Жалобы на головные боли.
  • Заниженная самооценка.
  • Нервные тики.
  • Различные страхи.
  • Энурез.
    гиперактивность у детей школьного возраста лечение препараты

Если так проявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский советует непременно пройти. Надо отметить, что на умственные способности все эти признаки не влияют, но успеваемость часто страдает, даже если ребенок умненький, поэтому помощь специалиста необходима.

Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

  • Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
  • Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
  • Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
  • Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
  • Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
  • Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
  • Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.

Разновидности гиперактивности

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от разновидности патологии. А они бывают следующими:

  1. Дефицит внимания без гиперактивности. Ребенок чаще всего абсолютно спокоен, но живет в каком-то своем мире, постоянно витает в облаках, достучаться до него сложно.
  2. Гиперактивность без дефицита внимания. Такая патология наблюдается гораздо реже. Причиной считают индивидуальные особенности или нарушения в развитии нервной системы.
  3. Гиперактивность с дефицитом внимания является наиболее распространенным случаем. Ребенок не только страдает нарушениями внимания, но и проявляет чрезмерную активность.
Каждый из случаев нуждается в своем подходе к лечению, которое просто необходимо.

СДВГ или характер?

Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.

В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:

  • После активного бега или другой активности спокойно сидит или лежит, то есть может успокоиться самостоятельно.
  • Нормально засыпает, а длительность его сна отвечает возрасту малыша.
  • Долго и спокойно спит ночью. Если это грудничок, то он просыпается на кормление, но не плачет и достаточно быстро засыпает снова.
  • Понимает понятие «опасно» и испытывает страх. Такой ребенок не будет залезать повторно в опасное место.
  • Быстро осваивает понятие «нельзя».
  • Может отвлечься во время истерики рассказом или каким-либо предметом.
  • Редко проявляет агрессию по отношению к маме или другому ребенку. Малыш может поделиться своими игрушками, пусть иногда лишь после уговоров.

Симптомы гиперактивности

Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте.

Основные симптомы гиперактивности у ребёнка до 2 лет появляются не сразу. До этого времени он может вести себя вполне нормально. Они проявляются постепенно. Проявление недуга у малышей можно заподозрить, если отмечается:

  • В дневное время неусидчивость, постоянная суетливость, чрезмерное беспокойство, невозможность довести дело до конца;
  • Плохой сон по ночам — движения и всхлипывания в постели, тревожное продолжительное засыпание, регулярные просыпания, разговоры во сне;
  • Любой вид работы начинает вызывать нежелание их выполнять;
  • Невнимательность, забывчивость, периодическое разбрасывание различных предметов, плохая сосредоточенность;
  • Невыполнение просьб взрослых;
  • Приступы импульсивности, эмоциональная неустойчивость.

Бывает очень непросто отличить синдром дефицита внимания от обычной детской непоседливости. Некоторые родители и специалисты ставят диагноз малышу по ошибке, хотя у того никаких серьёзных проблем на самом деле не существует.

При подозрениях на СДВГ требуется консультация врача. В возрасте до 1 года гиперактивность может проявляться следующим образом:

  • Сильная возбудимость;
  • Нервная реакция во время проведения гигиенических процедур (малыш может плакать во время массажа или купания);
  • Высокая чувствительность к внешним раздражителям (звукам, свету);
  • Нарушенный режим сна (часто просыпается ночью, а днём длительно бодрствует, его очень сложно уложить спать);
  • Отставание в развитии (малыш может начать ползать, ходить, сидеть, говорить позже, чем сверстники).

До 2—3 лет могут быть трудности с речью. Малыш длительное время не способен составлять словосочетания и предложения. До наступления годовалого возраста её не диагностируют, поскольку указанные признаки достаточно часто проявляются из-за прорезывания зубов, проблем с пищеварением или капризов крохи.

Высококвалифицированные психологи по всему миру признают, что существует кризис 3 лет. При синдроме дефицита внимания он выражается особенно остро. В это время родители малыша начинают заниматься социализацией, водить его в детский сад.

Именно тогда гиперактивность заметно проявляется. Ребёнок может быть неусидчивым, невнимательным, непослушным, иметь проблемы с моторикой и речью. Родители могут замечать, что дошкольника очень непросто уговорить лечь спать.

Трёхлетка чувствует сильное утомление ближе к вечеру. Малыш плачет без видимой причины, ведёт себя агрессивно. Таким образом проявляется избыточная усталость, но ребёнок продолжает быть активным, громко разговаривает, много двигается.

Признаки гиперактивности выражаются следующим образом:

  • Трудности в концентрации внимания;
  • Непоседливость;
  • Во время урока школьник может покидать своё место, нарушать дисциплину;
  • Сложность в восприятии речи преподавателя;
  • Вспыльчивость, агрессивность;
  • Нервные тики;
  • Несамостоятельность;
  • Частые головные боли;
  • Неуравновешенное поведение;
  • Энурез;
  • Сильная тревожность.

Мать с отцом могут отметить, что у него присутствуют проблемы с успеваемостью. Часто болезнь может сопровождаться конфликтами с одноклассниками. Сверстники избегают чрезмерно активных ребят, поскольку с ними сложно отыскать общий язык, они ведут себя агрессивно и импульсивно. Такие ребята обидчивы, не всегда могут правильно оценить возможные последствия своего поведения.

Первые признаки патологии у ребенка проявляются уже на первом году жизни. Это выражается тем, что малыш становится чувствительным к внешним раздражителям, таким как свет, звук, движения мамы, на которые бурно реагирует.

Еще одним характерным признаком синдрома недостатка внимания является беспокойный сон и громкий плач без явной на то причины. Малыши при этом с трудом засыпают, редко получается уложить ребенка без слез, бодрствование продолжается намного дольше, чем сон.

Дети с этой патологией отстают в двигательном развитии, начинают ползать и ходить на 1-2 месяца позже своих сверстников. Это же относится и к речевому развитию: малыш начинает говорить позже принятых сроков, причем не проявляя к словам должного интереса.

На втором году жизни дети с гиперактивностью отличаются характерной хаотичностью движений, тем самым вызывая беспокойство родителей. Специалисты отмечают, что ребенок, страдающий данной патологией, позже сверстников начинает изъясняться фразами, также присутствует определенная физическая неуклюжесть: ребенок намного дольше осваивает более сложные движения, такие как прыжки.

В три года родителям сложно заметить признаки гиперактивности, так как в этом возрасте каждый малыш начинает проявлять упрямство, строптивость и непокорство установленным порядкам. Но в случае если малыш ходит в этом возрасте в садик, жалобы воспитателей на невнимательность ребенка, а также отсутствие способности сконцентрироваться на занятиях становятся неприятной неожиданностью для родителей малыша.

Заметное ухудшение состояния происходит в период 5-7 лет, когда усложняются занятия в подготовительных группах перед школой. В этом возрасте происходит критическое созревание мозговых клеток, а излишние нагрузки для детей с синдромом гиперактивности приводят к переутомлению организма.

Ребенок в этом случае способен занижать свою самооценку, резко реагирует на критику со стороны сверстников и проявляет неуравновешенность. На фоне этого у детей появляется систематическая головная боль, неоправданная боязнь чего-либо и непроизвольные сокращения мышц лица. Они начинают отставать в учебе, несмотря на свой высокий интеллектуальный уровень.

Тяжело проходит адаптация в коллективе, поэтому нередко возникают конфликты и ссоры на фоне неуравновешенности и отсутствия терпения.

Дети с синдромом не отдают отчет своим действиям и не могут проанализировать дальнейшие последствия. Для них не существует каких-либо авторитетов, а это грозит перерасти в поведение, противоречащее общепринятым нормам.

Специалисты выделяют следующие основные признаки гиперактивности, по которым можно распознать заболевание на начальном этапе:

  • резкая смена настроения - от слез до истерического смеха - без особых причин;
  • нетерпимость к критике и неудачам;
  • повышенная разговорчивость;
  • частая ложь;
  • раздражительность;
  • характерные мелкие нервные движения (покачивание ног, сгибание пальцев);
  • предрасположенность к конфликтным ситуациям;
  • непоседливость;
  • бесконечное задавание вопросов без интереса к ответам;
  • отсутствие сосредоточенности на конкретном объекте или занятии;
  • игнорирование всех норм порядка;
  • отсутствие терпения.

Только комплексное лечение решит проблему гиперактивности у ребенка и снизит влияние негативных факторов на его поведение. Гиперактивный ребенок должен регулярно наблюдаться не только у невролога, но и у психолога, а также ощущать заботу и любовь родителей, что даст ему веру в положительный результат терапии.

Основные рекомендации родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка:

  1. 1. Общение должно быть спокойным, без проявления резких эмоций, так как настроение взрослых способно передаваться малышу.
  2. 2. Не стоит форсировать развитие и отдавать ребенка одновременно в разные секции, игнорируя возрастные категории, так как это станет причиной регулярного переутомления и раздражения.
  3. 3. При разговоре необходимо смотреть прямо в глаза.
  4. 4. С целью развития моторики следует отдавать предпочтение танцам, плаванию и теннису.
  5. 5. Рекомендуется во время игры объяснять существующие правила и то, как достичь конечного результата.
  6. 6. Поощрять ребенка при достижении даже минимальных результатов.
  7. 7. Четко соблюдать ежедневный режим, постепенно приобщая к порядку и общепринятым правилам поведения.
  8. 8. В период выполнения домашних заданий и подготовки к школе следует исключить отвлекающие факторы, сконцентрировав внимание сугубо на учебнике и тетради.
  9. 9. При озвучивании заданий следует избегать постановки нескольких задач одновременно: ребенок должен четко понимать, что от него требуют и что необходимо сделать для выполнения.

Особенность гиперактивных детей в том, что они не отождествляют наказание и порицание со своей деятельностью, но положительно реагируют на любую похвалу со стороны взрослых.

Чтобы добиться существенных положительных результатов, проводится не только психологическая терапия, но и медикаментозное лечение ребенка.

Что делать

Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.

Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.

Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.

Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:

  1. Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
  2. Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
  3. Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.

Постановка диагноза

Если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение, коррекция этого состояния требуются обязательно. Но для этого надо правильно поставить диагноз. Этим занимаются врачи-невропатологи, которых требуется при наличии соответствующих симптомов посетить.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания выявляется в ходе нескольких этапов:

  1. На первом этапе врач пытается собрать как можно больше информации о ребенке. Изучает карту малыша, уточняет протекание беременности, наличие сопутствующих заболеваний. Врач расспрашивает маму об особенностях поведения ребенка, а также использует утвержденную методику Американской психиатрической ассоциации для диагностирования СДВГ.
  2. На втором этапе проводят психологические обследования с использованием специальных тестов. Они позволяют увидеть степень выраженности патологии.
    гиперактивность у детей школьного возраста лечение коррекция
  3. Обследования на специальном оборудовании. Для постановки правильного диагноза маленького пациента направляют на электроэнцефалограмму и МРТ. Эти обследования позволяют оценить электрические потенциалы мозговой деятельности и увидеть отклонения, если таковые имеются.
Постановка диагноза может затянуться на несколько месяцев, только после всех наблюдений, тестов и обследований выявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от симптоматики и степени тяжести патологии. Родителям предстоит приложить немало усилий и терпения.

Мнение Комаровского

Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.

Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.

Известный педиатр рекомендует при воспитании гиперактивного ребенка руководствоваться такими правилами:

  • При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
  • Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
  • Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
  • Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
  • Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
  • Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
  • Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
  • Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
  • Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
  • Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.

Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.

О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.

Терапия гиперактивности

Исходя из формы патологии врач дополнительно назначает транскраниальную микрополяризацию, суть которой состоит в воздействии на определенные участки мозга слабых импульсов электрического тока, что помогает скорректировать нарушения.

Иногда назначается лечение методом обратной связи, цель которого - заставить мозг научиться работать правильно и оптимизировать внимание. Головной мозг в детском возрасте обладает высоким уровнем пластичности, что дает возможность нормализовать его работу.

Для этого к голове крепятся специальные устройства, которые выводят показания на монитор компьютера. Врач в форме игры помогает ребенку осознанно или нет снизить излишнюю активность мозга и привести его к нормальному состоянию, что отображается на мониторе.

Задача больного состоит в том, чтобы максимально запомнить это состояние и по возможности сохранить. Такой вид лечения применим только с восьми лет, так как дети раннего возраста не могут полностью осознать, что требуется от них.

  1. Скорректировать двигательную активность ребенка. Таким малышам нежелательно заниматься видами спорта с соревновательными элементами, так как это может спровоцировать усиление проявления заболевания. Лучше всего отдать ребенка на плавание, аэробную тренировку, в лыжный спорт.
  2. Помощь психологическая. В арсенале специалистов имеются различные методики по работе с такими детьми.
  3. Семейная психотерапия. Заболевание ребенка не может не накладывать свой отпечаток на родителей, особенно на того, кто проводит больше времени с малышом. Они становятся более раздражительными, нервными, поэтому помощь семейного психотерапевта не помешает.
  4. Релаксация. Специальные аутотренинги благоприятно влияют на состояние детей с синдромом гиперактивности.
  5. Коррекция поведения. Это касается не только ребенка, но и взрослых. Дети с гиперактивностью очень восприимчивы к негативу, для них не существует запретов, но они довольно положительно откликаются на позитивные эмоции. Учитывая это, таких малышей эффективнее будет хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. Отношения должны строиться на полном доверии и понимании, а запрещать только то, что действительно представляет опасность для него. Родители должны контролировать свое поведение, не допускать грубости по отношении друг к другу, особенно при ребенке.
  6. Медикаментозное также требуется (если диагностирована гиперактивность у детей школьного возраста) лечение. Препараты, например в США, часто назначают из группы психостимуляторов, но было выявлено, что они дают много побочных эффектов, которые сводят на нет всю пользу от их применения. В нашей стране такие препараты не используют.

Рассмотрим более подробно некоторые направления терапии.

Особенности лечения

Скорее всего, назначат, если подтвердится диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение. Препараты должны подбираться только врачом. Для скорейшего получения результата назначают стимуляторы, такие препараты помогают ребенку улучшить концентрацию внимания. К этой группе можно отнести следующие лекарства:

  • «Декседрин».
  • «Фокалин».
  • «Риталин».
  • «Метилин».
  • «Виванс».

Специалисты часто также назначают ноотропные лекарства, например:

  • «Кортексин».
  • «Глиатилин».
  • «Фенибут».
  • «Пантогам».
Они помогают улучшить мозговое кровообращение, улучшают память, способность концентрироваться.

При постановке диагноза "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение Израиль и его клиники могут предложить альтернативное медикаментозному. В медицинских учреждениях Израиля, специализирующихся на терапии СДВГ, применяют следующий альтернативный способ лечения.

Это краниосакральная терапия, или остеопатия. Система этого лечения основывается на том, что череп непосредственно связан с позвоночником и крестцом. Даже незначительные сдвиги костей черепа позволяют устранить или существенно уменьшить физические недомогания и функциональные нарушения.

Большинство детей с диагнозом "гиперактивность" уже после сеансов остеопатии способны обучаться в обычной школе с другими ребятами наравне.

Одна из таких клиник располагается в Тель-Авиве, и возглавляет ее известный доктор Александр Канцепольский. Таким образом, мы видим, что если есть диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение Израиль предлагает не только медикаментозное.

Не существует волшебной таблетки от синдрома дефицита внимания. Для малышей и ребят школьного возраста лечение гиперактивности всегда назначается в комплексе.

Медикаментозная терапия заключается в использовании успокаивающих препаратов, лекарств, которые стимулируют психологическое развитие, а также влияют на улучшение метаболизма в головном мозге. Для этого чаще всего прописывают снотворное, транквилизаторы, ноотропы и психостимуляторы. В определенных ситуациях назначается прием нейролептиков и антидепрессантов.

Наиболее актуальные рекомендации при коррекции:

  1. Детям с гиперактивностью нежелательно заниматься спортом, где проводятся соревнования. Допустимы аэробные нагрузки, катание на велосипеде, плавание, езда на лыжах.
  2. Общение с психологом. Профессионал подберёт систему для снижения тревожности и повышения общительности маленького пациента. Беседы помогут улучшить самооценку, развить речь, память и внимание. Если есть серьёзные нарушения речи, занятия будут проходить с участием логопеда.
  3. Визит к психотерапевту всей семьёй поможет справиться с состоянием гораздо быстрее.
  4. Коррекция действий всех членов семьи, избавление от нездоровых привычек родителей, нормализация распорядка дня. Также необходимо определить возможные раздражающие факторы и максимально снизить или полностью устранить их. Следует понимать, что напряжённые отношения между отцом и матерью пагубно влияют на развитие их детей.
  5. Медикаментозное лечение. Доктора чаще всего выписывают ноотропные средства и успокаивающие препараты с растительным составом. Однако следует лечить малыша таблетками только в том случае, когда другие методы оказались неэффективными. Ноотропы используются для улучшения кровообращения мозга и нормализации обменных процессов. Приём таких средств поможет улучшить память и внимание. Курс лечения может продолжаться длительное время, поскольку лекарства дают эффект не раньше чем через 4—6 месяцев.

При необходимости можно попросить врача посоветовать успокаивающие травы, которые можно было бы пить в чистом виде или добавлять в чай.

Исключить нужно снеки и сладости с красителями, усилителями вкуса, консервантами. Специалисты рекомендуют родителям подбирать те продукты, к которым у малышей нет личной непереносимости. Для чего следует производить ротацию продуктов, составить дневник приема пищи.

Народная медицина против гиперактивности

Вот некоторые рецепты, которые помогут нормализовать сон, работу пищеварительной системы, а из-за этого хоть немного, но улучшится поведение малыша:

  1. Корень дягиля. Обладает успокаивающими свойствами. Для приготовления необходимо взять 1 столовую ложку измельченных корней и залить 250 мл горячей воды, проварить на водяной бане в течение 20 минут. Немного остудить и процедить. Принимать по 2 столовых ложки три раза в день.
  2. Хмель. Для терапии используют шишки этого растения. 1 столовую ложку заливают стаканом воды и проваривают 2 минуты, затем надо немного настоять, процедить и принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.
  3. Зверобой также широко используют в лечении гиперактивности. Он нормализует сон, способствует концентрации внимания, улучшению памяти. Надо взять 1 столовую ложку измельченной травы, залить 0,5 л воды и проварить 5 минут. В охлажденном виде надо давать ребенку по 1-2 столовых ложки три раза перед едой.
  4. Хорошо помогает, если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение народными рецептами. Травяные сборы используются довольно часто. Один из них включает следующие компоненты: корень валерианы, мелиссу, мяту, цветы лаванды, зверобой. 2 ложки такого сбора заваривают 0,5 литра горячей воды и настаивают 4 часа. Давать лекарство ребенку по 50 мл утром и вечером перед едой.
  5. Цветы лаванды помогают убрать слишком большую активность ребенка, а также тошноту, рвоту, головные боли. 1 ложку цветов заливают стаканом кипятка и настаивают 10 минут. Принимать по столовой ложке два раза в день.

Необходимо отметить, что при диагнозе "гиперактивность" у детей школьного возраста лечение срадствами народных целителей может оказать помощь, но только в том случае, если проводится медикаментозная терапия, малыш посещает психолога, скорректирована его двигательная активность.

Психологическая помощь

При наличии гиперактивности желательно не отказываться от помощи психолога. Специалист имеет в своем арсенале различные методики, которые помогают убрать тревожность, повысить коммуникабельность ребенка, снизить его агрессивность.

Моделируя разные ситуации успеха, психолог подскажет родителям, в какой сфере их малыш будет себя чувствовать более уверенно. Он проводит различные аутогенные тренировки, ведет коррекционную работу, в которой обязательно должны быть задействованы и родители малыша. Персонально для каждого ребенка подбираются упражнения для развития мышления, внимания, памяти.

Не стоит пренебрегать помощью таких узких специалистов, занятия гиперактивному малышу пойдут только на пользу.


Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass