Развитие интеллекта младших школьников на уроках математики » Мир учителя

на  уроках  математики

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…....3                                                                                                                         

ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТ КАК ОДНА ИЗ СПОСОБНОСТЕЙ

ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………7                              

1.1. Различные подходы к понятию «интеллект» и его структуре………...…. 7                        

1.2. Возрастные особенности интеллектуального развития младших

школьников……………………………………………………………………....16                                                                                                                 

1.3. Уровни развития интеллекта младших школьников и их критерии…….18                                                                                                                               

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ…………………………..21

2.1. Методика (способы, приемы, методы) развития интеллекта младших 

школьников………………………………………………………………………21                                                                                                                

2.2. Рекомендуемые математические упражнения и задачи для развития

интеллекта младших школьников на уроках математики…………………….23                                                                                              

ГЛАВА 3.  ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ …………………...……..27

3.1 Определение уровня развития интеллекта учащихся экспериментального и контрольного классов………………………………………….………….......27

3.2 Экспериментальная работа по повышению уровня развития интеллекта..............................................................................................................................36

3.3 Динамика изменений уровня развития интеллекта учащихся младших классов……………………………………………………………………………38                                                             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...43                                                                                                                 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….46

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ…………………………………………………...49

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...50    

ВВЕДЕНИЕ

он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Воспитанием и становлением такого человека занимается современная школа, где по мере возможностей реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.

Одним из основных показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры.

Поэтому проблема развития интеллекта детей занимает особое место в психологической и педагогической науках. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги стремятся, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Интеллектуальное развитие выступает как существенное направление любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или приемы деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения, при необходимости искать пути к усовершенствованию процесса и результатов своего труда.

Поэтому без участия интеллектуальных способностей личности человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Интеллектуальные возможности развиваются в человеческой деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности ─ одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. По мере их развития совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества.

 Цели обучения

• развитие образного и логического мышления, воображения; формирование

предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

• освоение основ математических знаний, формирование первоначальных

представлений о математике;

• воспитание интереса к математике, стремления использовать

математические знания в повседневной жизни.

Сама сущность математики как науки представлена совокупностью совершенно абстрактных идей, закономерностей и связей, которые проявляются в реальной жизни. Чтобы успешно овладеть математическими знаниями даже на уровне начальной школы, учащемуся необходимо выстраивать и проводить цепочки рассуждений, оперировать понятиями, выполнять многочисленные умственные действия.

Содержание современных учебных программ по математике предусматривает постепенное освоение школьниками всех необходимых мыслительных операций. Активные методы усвоения знаний способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, что также является определенным толчком к развитию интеллектуальных способностей школьников.

Кроме того, в число учебных заданий включается достаточно широкий спектр таких упражнений, которые позволяют школьникам устанавливать межпредметные связи математики с другими учебными дисциплинами и находить приложения своим знаниям, умениям и навыкам в реальной жизни.

Занимательный и познавательный характер ряда обучающих заданий вырабатывает у учащихся стойкие стимулы к учению вообще и к изучению математики в частности. Таким образом, мы видим, что обучение младших школьников основам математических знаний действительно представляет широкие возможности для формирования и развития их интеллекта.

В связи с выше сказанным можно сформулировать проблему исследования: «Как организовать и провести уроки математики, чтобы повысить уровень развития интеллекта младших школьников?»

Объектной областью настоящего исследования являются педагогика, психология, математика и методика математики.

Предметом исследования являются средства, влияющие на развитие интеллекта младших школьников. В качестве объекта исследования выступает процесс развития интеллектуальных способностей младших школьников.

Цель исследования – подобрать систему упражнений по математике, с помощью которых можно повысить уровень развития интеллекта младших школьников и сформулировать рекомендации для учителей начальной школы по развитию интеллекта учащихся.

1.  Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Описать уровни развития интеллектуальных способностей у детей и соответствующие им критерии.

3. Составить систему заданий и упражнений для развития интеллекта детей на уроках математики.

4. В опытно-поисковой деятельности оценить динамику использования математических средств для повышения уровня интеллекта младших школьников.

теоретический анализ общей и специальной психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования;

социолого-педагогический (наблюдение, тестирование и анализ диагностики);

экспериментальный (проведение педагогического эксперимента).

Большой вклад в изучение сущности интеллекта и закономерностей его развития внесли такие ученые как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, и др.

Теоретическим основанием исследования являются фундаментальные работы зарубежных и отечественных авторов по проблемам психологии способностей и интеллекта: Льва Семёновича Выготского,  Жана Пиаже и Ганса Юргена Айзенка, которые в своих трудах раскрывали следующие вопросы: понятие термина «интеллект»;

критерии развития интеллекта;

структура и модели интеллекта;

возрастные особенности и уровни развития интеллекта;

научно-теоретические основы организации математического образования;

психолого-педагогическое обоснование возможности построения концепции математического развития школьников;

разработка упражнений и материалов для индивидуальной и групповой работы над развитием математических способностей учащихся;

методы организации учебной деятельности на уроках математики;

вопросы развития математического мышления младших школьников.

Этими и другими учеными были разработаны различные методики и теории формирования интеллектуальных способностей. В настоящее время, чтобы успешно развивать их в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения младших школьников математике.

Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass