Гиперактивный ребенок: симптомы и признаки – у новорожденных грудничков, в 2, 3, 4, 5, 7 и 8 лет

Что такое гиперактивность?

Под данным термином понимается не только чрезмерная подвижность, невнимательность и капризность малыша, как думают многие матери. Это, главным образом, особое состояние нервной системы и коры головного мозга, когда его клетки слишком активно образуют нервные импульсы.

Эти процессы не дают малышу сидеть на месте, мешают сосредотачивать внимание, переключаться с истерик, успокаиваться, а также засыпать.

Истинную гиперактивность может увидеть или заподозрить только невропатолог, поэтому не пытайтесь самостоятельно ставить своему малышу такие диагнозы.

И еще немаловажно, что  гиперакивным малыш может быть не только в таком сложном возрасте, как 3-4 года, но и с самого младенчества.

Чем раньше вы распознаете у ребенка такие особенности нервной системы и начнете предпринимать меры, тем  меньше трудностей у вас возникнет в будущем.

Изменения клеток головного мозга, вызывающие гиперактивность, не остаются на всю жизнь, если родители выбирают правильную тактику поведения и воспитания своего малыша. Поэтому это состояние нельзя назвать болезнью и нельзя вылечить, а можно лишь способствовать скорейшему «перерастанию» детской гиперактивности.

А возникает данное состояние, как правило, в результате одной из следующих причин:

  • рождения малыша с помощью кесарева сечения,
  • сложных родов, с длительным безводным периодом, гипоксией ребенка, или с использованием щипцов,
  • рождения малыша раньше срока или с малым весом,
  • нервная система ребенка могла подвергнуться изменениям еще на стадии внутриутробного развития из-за вредных привычек, перенесенной болезни или других неблагоприятных факторов внешней среды.

Воспитанию и режиму дня такого ребенка нужно уделять особое внимание, если вы не хотите, чтобы его состояние усугублялось. Оставление проблемы без внимания может повлечь немало проблем в будущем, когда ребенок вырастет и ему придется самостоятельно адаптироваться в обществе.

Так как нервная система малыша очень ранима, ее нельзя лишний раз подвергать испытаниям.

Это значит, что любой каприз и истерику нужно пресекать в самом начале, не пытаться наказывать ребенка качестве воспитательного момента. При этом старайтесь не потакать этим капризам и не идти на поводу у ребенка по каждому поводу, а незаметно отвлекать его и переключать внимание.

Да, это может потребовать от родителей немало терпения и находчивости, но не даст слишком разбаловать маленького сорванца. Ведь он уже в самом раннем возрасте достаточно смышлен чтобы понять, как добиться своего. Объясняйте малышу значение слова «нельзя», мягко и настойчиво.

Во всех этих начинаниях вам потребуется обуздать свой собственный характер и исключить из общения с ребенком все негативные эмоции.

В течение дня старайтесь не подвергать малыша излишне ярким впечатлениям и исключать неожиданные ситуации.

Шумные компании, нежданные и многочисленные гости, скопления людей на улице не должны беспокоить вашего малыша и расшатывать его нервную систему.

А вот самым лучшим способом отдыха для него будет выезд на природу в узком кругу семьи, где он сможет выплеснуть свою энергию. После такого отдыха ваш малыш мирно и без труда уснет крепким сном.

В комнате, где ребенок проводит больше всего времени, не должен быть постоянно включен телевизор или радио. Лучше играть с ним в спокойные игры, связанные с тренировкой мелкой моторики рук. Комната малыша не должна пестреть яркими предметами, развешанными по всем углам и стенам. Лучше выбирать спокойные света, а лишние игрушки убирать подальше с глаз.

У ребенка не должно быть беспорядка в комнате и множества разбросанных игрушек, рассеивающих его внимание. По мере того, как игрушки надоедают, можно прятать их и давать новые. А незадолго до сна все игры необходимо прекращать, можно искупать ребенка, затем спеть ему песенку.

Повторять выбранный вами и малышом ритуал нужно каждый день в одно и то же время. Вообще, неизменный режим дня – самый лучший помощник в воспитании гиперактивного ребенка.

Родителям гиперактивного малыша следует понять, что он ничем не отличается от своих сверстников, кроме своего характера. Малыш ничем не болен, а является личностью и требует к себе особенного подхода.

Такой малыш нуждается в чуть большем проявлении любви и внимания, а также терпения, чем обычные дети. Вместе вы сможете быстро и легко пережить этот непростой период вашей жизни и в будущем увидите, какой прекрасный, здоровый и талантливый ребенок вырастет из вашего сорванца.

106180 раз

Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте.

Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

  • Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
  • Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
  • Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
  • Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
  • Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
  • Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
  • Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.
Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи.

СДВГ и аутизм — эти заболевания совершенно разные, но у них есть одинаковые черты. К ним относится следующее:

  • Невнимательность
  • Гиперактивность
  • Импульсивность
  • Невозможность планирования и организации

Кроме этого возраст постановки диагноза у этих двух заболеваний также почти одинаковый. Диагноз аутизм чаще ставят в 6 лет 2 месяца, а СДВГ — в 7 лет. Не редкость и то, что детям ставят одновременно эти два диагноза.

  • Главные отличия заключаются в том, что при аутизме более заметно отсутствие недостатков в развитии, чем при гиперактивности.
  • Врачи часто ошибаются с постановкой диагноза, и наличие СДВГ по медицинскому диагностированию приводит к тому, что дополнительный диагноз-аутизм ставится слишком поздно.
  • Чтобы лечение было успешным, необходимо своевременно диагностировать эти заболевания.
Поэтому родители должны обращать внимание на поведение своего ребенка. Недаром в народе говорят: «Хороший родитель — внимательный родитель».

Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.

Для него характерны следующие нарушения:

  • импульсивность поведения;
  • значительно повышенная речевая и двигательная активность;
  • дефицит внимания.

Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.

Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.

Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.

Повышенная гиперактивность у детей школьного возраста заставляет родителей искать врачебной помощи. Ведь школа предъявляет к подрастающему человеку совсем другие требования, чем дошкольные учреждения.

Проблемы с учебой

Нарушение внимания и гиперактивность замечают учителя. Ребенок на уроке рассредоточен, двигательно активен, не реагирует на замечания, мешает вести занятие. Гиперактивность младших школьников в 6-7 лет приводит к тому, что дети плохо усваивают материал, небрежно делают домашние задания. Поэтому они постоянно получают замечания за низкую успеваемость и плохое поведение.

Обучение детей с гиперактивностью часто становится серьезной проблемой. Между таким ребенком и учителем начинается настоящая борьба, так как ученик не желает выполнять требований педагога, а учитель борется за дисциплину в классе.

Затруднена адаптация в детском коллективе, трудно найти общий язык со сверстниками. Школьник начинает замыкаться в себе, становится скрытным. В коллективных играх или обсуждениях упорно отстаивает свою точку зрения, не прислушиваясь к мнению других. При этом часто ведет себя грубо, агрессивно, особенно если с его мнением не соглашаются.

СДВГ у детей: причины, симптомы, признаки, характеристика

Гиперактивность еще называют двигательной расторможенностью, но не стоит ее путать со здоровой активностью нормальных детей. Вполне здоровый малыш тоже может быть очень подвижным, громко кричать и разговаривать, выражая таким образом свои эмоции. Он даже может часто капризничать и настойчиво требовать своего.

1Гиперактивные малыши хорошо развиты физически, быстрее своих сверстников начинают переворачиваться, садиться, ползать и ходить. Благодаря этому они вызывают множество восхищения у своих родителей и родственников.

Но нередко такие неожиданные и быстрые скачки развития приводят к падениям с диванов и прочим неприятностям, к которым даже самые бдительные родители оказываются просто не готовы.

Они не знают, радоваться им или плакать, когда ребенок уже вовсю ползает и шкодит, а его ровесники тем временем мирно лежат в кроватке.

Тут все же могут быть два варианта: либо ваш ребенок просто очень быстро развивается, либо это один из признаков гиперактивности. Во втором случае проблема еще даст о себе знать в будущем и проявит себя другими признаками.

2Дети часто капризничают тогда, когда их силы на исходе и им пора спать. Они как будто становятся еще более активными, у них повышается возбудимость, и только мамины руки или укачивание могут после долгих мучений помочь уложить его спать.

3Малыши с признаками гиперактивности удивительно мало спят, даже в первые месяцы жизни. В то время, как их сверстники спят больше, чем бодрствуют, эти дети могут играть и периодами плакать около 4-5 часов подряд.

4Ребенок долго не может уснуть, требует укачивания, а сон его очень чуткий. Малыш чувствителен к каждому шороху, может вдруг проснуться и тяжело засыпает снова.

5Малыш очень бурно реагирует на смену обстановки, новые лица и громкие звуки. Все это может приводить его в настоящий восторг, и, вместе с тем, заставляет его еще больше капризничать и привлекать ваше внимание.

Слишком активные дети

Чем больше людей в помещении с ребенком, тем более капризным он становится.

6Дети не умеют подолгу сосредотачивать на чем-то свое внимание. Это видно даже в самом раннем возрасте: малыша легко завлечь новой игрушкой, но она быстро ему надоедает. Он словно еще быстрее начинает переключать свое внимание с одного предмета на другой.

7Характерным признаком гиперактивных детей, в сумме со всеми перечисленными, является их привязанность к матери и одновременно боязнь чужих людей. Они трудно ладят с гостями, неохотно идут к ним на руки и как бы прячутся за мамой.

Мы перечислили не безусловные признаки гиперактивных детей, а лишь те отличительные особенности, которые могут вас насторожить и заставить отправиться на прием к детскому неврологу.

Но для того, чтобы не ошибиться и зря не переживать, опишем поведение здорового нормального ребенка, который может обладать некоторыми из вышеперечисленных признаков вследствие своего врожденного темперамента.

1Любят побегать или иным образом поактивничать, но после этого приходят полежать или спокойно посидеть, например, за просмотром мультиков. Таким образом, они способны самостоятельно успокаиваться. Но здесь мы говорим о детях постарше, ближе к годовалому возрасту.

2У них практически нет проблем со сном, они быстро засыпают и спят положенное их возрасту время.

3Ночной сон, как правило, долгий и спокойный. Если говорить о малышах 2-3 месяцев жизни, то они могут просыпаться на ночные кормления, но также легко засыпают и не плачут посреди ночи.

4Детки быстро понимают, где опасность и могут испытывать чувство страха. Впоследствии они не стремятся снова залезть в опасное место. 

5Легко осваивают слово «нельзя», что позволяет вам быстро объясняться с ребенком в будущем.

6Деток легко отвлечь от истерики новым предметом или рассказом, они способны переключаться и сразу перестают плакать.

7Они практически не бывают агрессивны по отношению к вам или к другим детям. Дают играть своими игрушками, иногда после маминых уговоров.

8Конечно же, характер родителей передается их ребенку. Возможно, что мама или папа активного ребенка обладают ярким темпераментом и были такими же непоседами в детстве. Но помните, что такие особенности могли передаться не только от родителей, но и от бабушки или дедушки, а также от других родственников, прабабушек и прадедушек.

Слишком активные дети
Слишком активные дети

Согласно статистике Психиатрической Ассоциации стран Европы, СДВГ у детей — это очень частая болезнь, встречающаяся у 3-7% школьников. Причиной этого недуга является не психическое отклонение, а недостаток конкретных биологически активных веществ в разных отделах головного мозга. Также причинами заболевания может быть следующее:

  • Наследственный ген — генетика — это частая причина проявлений СДВГ.
  • Негативные факторы во время вынашивания ребенка: курение будущей матери, употребление алкоголя, прием лекарственных препаратов, преждевременные роды, недоношенный плод.
  • Травмы головного мозга, инфекции в его коре — все это предрасположенность к появлению заболевания.
  • Загрязненность окружающей среды, воды, наличие токсинов в продуктах питания.
  • Несовместимость резус-факторов отца и матери.
  • Обвитие пуповиной.

Заболевание может развиваться у новорожденного крохи, если присутствовали негативные факторы во время его роста после появления на свет:

  • Простудные заболевания, во время которых ребенка лихорадило с температурой до 39 градусов и выше.
  • Применение лекарств с нейротоксическим действием.
  • Разные почечные болезни.
  • Перенесенное воспаление легких, заболевание бронхиальной астмой.
  • Сердечные болезни и пороки, а также сердечная недостаточность.
Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности

К признакам данного заболевания стоит отнести такие характеристики поведения:

  • Невнимательность — ребенок легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на определенном процессе, и кажется, что у него плохая память. Появляются проблемы с выполнением конкретных заданий. Со стороны кажется, что ребенок не слушает учителя или родителей. Он может терять свои вещи из-за невнимательности и делать разные ошибки.
  • Гиперактивность — избыточная общительность, нетерпеливость, суетливость. Такие дети постоянно находятся в движении, им трудно усидеть на одном месте.
  • Импульсивность — ребенок все время старается перебить других детей, когда те отвечают на уроке. Детям с СДВГ нравится выкрикивать ответ с места, не дожидаясь своей очереди. Они не готовы откладывать получение удовольствия. Им нужно все здесь и в данный момент.

Сказать точно, что у ребенка СДВГ, можно, если его поведение отличается от того, как ведут себя его сверстники в течение длительного временного периода — минимум полгода.

  • Первые симптомы могут проявиться в 7 лет. Обычно это происходит на фоне постоянного напряжения в образовательном учреждении и требований взрослых.
  • Особенности поведения таких детей плохо отражаются на отношениях внутри семьи и в разных других ситуациях.
  • Если симптомы заболевания ярко выражены, то это может привести к дезадаптации школьника в социальном плане.

Ребенок должен пройти медицинское обследование и его нужно обязательно лечить. Ведь уже давно известно, что в основе анамнеза данной болезни, лежит недостаток химических веществ в некоторых областях головного мозга. Поэтому недуг необходимо вовремя диагностировать и правильно лечить.

Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.

Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:

  1. Дефицитом внимания.
  2. Импульсивностью.
  3. Гиперактивностью.

Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.

В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.

Проявления дефицита внимания:

  1. Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
  2. У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
  3. Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
  4. Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
  5. Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
  6. Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
  7. Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
  8. Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
  9. В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.

Проявления импульсивности и гиперактивности:

  1. Ребенок часто встает с места.
  2. Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
  3. Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
  4. Ему трудно участвовать в спокойных играх.
  5. Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
  6. Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
  7. Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
  8. У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
  9. Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.

Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).

Причины

Причины гиперактивности могут быть разными:

  • преждевременные или осложненные роды;
  • внутриутробные инфекции;
  • влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
  • плохая экология;
  • стресс и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
  • наследственная предрасположенность;
  • несбалансированное питание в период беременности;
  • незрелость центральной нервной системы новорожденного;
  • нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
  • завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
  • нарушения пуринового обмена у малыша.

Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:

  • беспокойство;
  • неусидчивость;
  • задержка развития речи;
  • раздражительность и плаксивость;
  • плохой сон;
  • упрямство;
  • невнимательность;
  • импульсивность.

У новорожденных

На гиперактивность у детей до года — грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.

У детей в 2-3 года

Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью.

Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.

Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.

С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.

У дошкольников

Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.

У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.

Проблемы с учебой

СДВГ или характер?

Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.

В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:

  • После активного бега или другой активности спокойно сидит или лежит, то есть может успокоиться самостоятельно.
  • Нормально засыпает, а длительность его сна отвечает возрасту малыша.
  • Долго и спокойно спит ночью. Если это грудничок, то он просыпается на кормление, но не плачет и достаточно быстро засыпает снова.
  • Понимает понятие «опасно» и испытывает страх. Такой ребенок не будет залезать повторно в опасное место.
  • Быстро осваивает понятие «нельзя».
  • Может отвлечься во время истерики рассказом или каким-либо предметом.
  • Редко проявляет агрессию по отношению к маме или другому ребенку. Малыш может поделиться своими игрушками, пусть иногда лишь после уговоров.

Провоцирующие факторы

Такое состояние может быть спровоцировано поздним токсикозом, применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие алкоголя, наркотиков, курения в период вынашивания плода. Подробнее о влиянии курения на течение беременности →

Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей — еще один предрасполагающий фактор.

Что делать

Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.

Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.

Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.

Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:

  1. Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
  2. Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
  3. Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.

Разновидности

Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.

этапы детской гиперактивности

Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:

  • выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
  • не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
  • не слушает собеседника;
  • не реагирует на замечания.
Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.

Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:

  • не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
  • бросает начатое дело, не закончив его до конца;
  • внимание избирательное, неустойчивое;
  • небрежность, невнимательность во всем;
  • не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.

Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.

Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.

Мнение Комаровского

Доктор Комаровский уверен, что гиперактивность, как черта характера ребенка — это нормально. Если диагноз уже поставлен, тогда необходимо малыша лечить и следовать некоторым правилам, установленным специалистами-психиатрами.

Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.

Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.

Известный педиатр рекомендует при воспитании гиперактивного ребенка руководствоваться такими правилами:

  • При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
  • Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
  • Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
  • Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
  • Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
  • Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
  • Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
  • Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
  • Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
  • Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.

Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.

О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.

Ребенок с СДВГ – последствия, прогноз в будущее: вырастет кем?

В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями.

Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.

кризис трехлетнего возраста

Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.

Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:

  • склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
  • суицидальные наклонности;
  • неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
  • отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
  • забывчивость, частые потери нужных вещей;
  • отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
  • суетливость, многоречивость, раздражительность;
  • утомляемость, плаксивость.

В большинстве случаев такие дети вырастают обычными людьми. Но, чтобы было так, нужно с ними много работать. Важно выполнять советы психолога, невролога и других врачей, которые помогают выполнить коррекцию психики, поведения и речи.

Чтобы сделать жизнь ребенка проще, нужно приучить его с детства соблюдать режим дня, исключать из рациона питания сахар, так как этот продукт провоцирует истерики, нормализовать режим труда и отдыха и так далее.

Диагностика

Если родители заподозрили у своего ребенка синдром детской гиперактивности, срочно нужно обращаться к детскому неврологу. Врач подробно осмотрит ребенка и опросит родителей, как ребенок реагирует на разные ситуации. Также поинтересуется состоянием здоровья всех членов семьи, особенно неврологического.

Детям старше 5 лет врач предлагает специальный психологический тест, результат которого выдает портрет личности, а также оценивает степень усидчивости и внимательности ребенка.

Врач посоветует сделать ЭЭГ (электроэнцефалограмму), чтобы выявить патологические изменения мозга.

Бывают случаи, когда врач назначает магнитно-резонансную томографию.

Не нужно опасаться этих процедур, они совершенно безвредны, однако их результаты помогут исключить из списка возможных причин гиперактивности вашего ребенка некоторые, зачастую неприятные пункты.

Диагностировать СДВГ у детей и взрослых должен только врач. Но существуют тесты, помогающие установить предварительную диагностику. Неврологи, педиатры и психиатры смотрят на поведение ребенка в данный момент. Также доктор спрашивает родителей, как их сын или дочь ведут себя в школе и дома.

Ниже находится тест, отвечайте на его вопросы правдиво и хорошо подумав о поведении ребенка. Если большинство ответов будет «часто» или «постоянно», тогда вашего малыша нужно как можно быстрее показать врачу для дальнейшего обследования и назначения адекватного лечения.
Тест - часть 1
Тест — часть 1

Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом.  Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений.

Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания).

Окончательный диагноз выставляется невропатологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Эти обследования необходимы для исключения неврологических заболеваний, следствием которых могут быть нарушение внимания и гиперактивность.

Также важны лабораторные методы:

  • определение наличия свинца в крови для исключения интоксикации;
  • биохимический анализ крови на гормоны щитовидной железы;
  • общий анализ крови для исключения анемии.

Могут применяться специальные методы: консультации окулиста и сурдолога, психологическое тестирование.

Лечение: любовь и забота

Лечение синдрома детской гиперактивности комплексное, оно включает медикаментозную терапию и коррекцию психологическую.

Замечено, что ребенок с таким заболеванием не обращает внимания на порку, окрики, выговоры, но реагирует на похвалу и награду.

Родители должны это знать, чтобы постепенно восстановить нормальную жизнь ребенка и вылечить его нервную систему.

Родители должны вместе с ребенком соблюдать режим, где достаточно времени для отдыха и сна.

Также родителям нужно любить своего ребенка, хвалить, поощрять и обязательно наблюдать у психолога и детского невролога. И тогда ребенок станет здоровым и детская гиперактивность будет забыта!

Слишком активный ребенок
Слишком активный ребенок

Для детей с СДВГ важно активировать резервы мозга, так как при гиперактивности происходит поражение мозга. Если его сложно заметить даже на результатах диагностики, микропоражение все равно влияет на взаимодействие между структурами мозга.

В качестве лечения применяются препараты — ноотропы с нейрометаболическими стимуляторами, а также с церебропротективным действием. К методам коррекции и реабилитации стоит отнести комплексную систему непрерывного процесса на трех уровнях: семья/школа/медицинское учреждение. Такая реабилитация включает такие разделы:

  • Лекарственные препараты ноотропного ряда. Обязательно ребенку назначаются витамины в течение года и немедикаментозные методы лечения: травы, биодобавки к пище и так далее.
  • Коррекция поведения ребенка в школе контролируется школьным психологом.
  • Мероприятия по коррекции поведения ребенка в семье разрабатываются психологом, неврологом. Во внимание берутся общепринятые рекомендации для родителей, у которых дети болеют СДВГ.
  • Проведение психотерапевтических сеансов в индивидуальных группах в детской поликлинике или в центре психологической помощи населению.
  • Проведение занятий по коррекции функций внимания на приеме у психолога вместе с родителями и по заданию дома.
  • Занятия лечебной физкультурой. Разрабатываются упражнения из координаторной сферы на основании рекомендаций невролога.

Кроме этого школьный психолог должен вести работу с педагогами и разъяснять как нужно вести себя с детьми с диагнозом СДВГ.

  • Специалист должен проводить тренинги для учителей, и выявлять степень «эмоционального выгорания».
  •  Также необходимо поощрять эмпатию педагогов.
  • Очень хорошо для детей с СДВГ, когда проводятся индивидуальные дополнительные занятия по основным школьным предметам.

Но важно не перегружать ребенка, иначе такие занятия не принесут результатов. Комплексная помощь для детей с СДВГ заключается в совместной работе врачей, школьных педагогов и родителей. Только совместными усилиями можно добиться положительной динамики и выздоровления ребенка.

Выше было написано, что детям с данным заболеванием назначаются ноотропы — Пирацетам, Ноотропил, Луцетам, Кортексин, Глиатилин. Дозировку этих препаратов назначает только доктор на основании данных диагностики. Также применяются такие препараты:

  • Пантогам, кислота гопантотеновая — при одноразовом приеме эти препараты не оказывают необходимого эффекта, но они обладают отличным противосудорожным действием и снижают внезапную двигательную активность и агрессивность.
  • Фенибут — отличный транквилизатор. Назначается при тревожных и невротических состояниях. Также эффективен при бессоннице и гиперактивности.
  • Глицин — основной тормозной нейромедиатор головного мозга. Этот препарат эффективно себя показал в восстановлении мозгового кровообращения и при психоорганическом синдроме. Назначается по 1 таблетке 3 раза в день в течение 1 месяца.
  • Фосфатидилхолин — фосфолипид, который входит в состав клеток головного мозга. Назначается при расстройствах речи (заикание, задержка формирования разговорной речи), затруднении при прочтении текста и письма, а также при явных признаках отсутствия полного внимания.
  • Фитотерапия — Ново-пассит, валериана, пустырник, хмель, мята, пустырник с душицей, прополис, апилак. Применяется в течение полугода или даже года вместе с витаминотерапией.
Лекарственные препараты назначаются в качестве подготовительного мероприятия. Они помогают создать благоприятный фон для использования механизмов саморегуляции — психотерапевтических сеансов, логопедических занятий, ЛФК и адаптивного биоуправления.
Витамины для слишком активных детей
Витамины для слишком активных детей

Ученые стран Европы и США определили список лучших витаминов для детей с СДВГ. Они помогают в комплексе с медикаментозным лечением снизить уровень гиперактивности и общей возбудимости. Вот названия, список:

  • В1 (тиамин) 
  • В2 (рибофлавин) 
  • Никотиновая кислота 
  • В6 (пиридоксин)
  • В5 (пантотеновая кислота)
  • В9 (фолиевая кислота)
  • В12 (цианкобаламин)

Все эти витамины содержатся в витаминных комплексах для детей, которые продаются в каждой аптеке. Принимать их нужно в зависимости от комплекса и рекомендованной дозы производителем — 1-2 таблетки, 1-2 раза в день.

Врачи назначают детям с гиперактивностью разные препараты. У них всех есть побочные действия. Многие родители опасаются за здоровье малыша после прохождения курса такого лечения. Поэтому они ищут альтернативу, и в этом случае подходит гомеопатия для лечения СДВГ.

Гомеопатические средства для лечения слишком активных детей
Гомеопатические средства для лечения слишком активных детей

Дозировку также назначает доктор в зависимости от того, страдает ребенок гиперактивностью, невнимательностью или импульсивностью.

Девочка с сдвг в санатории на лечении
Девочка с СДВГ в санатории на лечении

В санаторий ребенка с гиперактивностью отправляют на этапе реабилитации, когда основной курс лечения пройден. Можно отметить такие хорошие санатории, в которых помогают детям с СДВГ выздороветь и забыть о своем «плохом поведении»:

  •  Санаторно–оздоровительный комплекс Главмосстроя «Валуево»
  • Санаторий для детей «Надежда», Старый Оскол
  • «Хопровские Зори», Пензенская область
  • «Дубки», Ульяновская область
Санаториев для лечения того или иного заболевания много. Порекомендовать учреждение, в котором действительно помогут восстановиться ребенку в период реабилитации, сможет только ваш лечащий врач. Такой санаторий будет находиться недалеко от вашего района проживания, и в нем будут выполняться все необходимые мероприятия по восстановлению здоровья гиперактивного ребенка.
Советы для воспитания слишком активных детей
Советы для воспитания слишком активных детей

Для решения конфликтных ситуаций, возникших с участием обычного ребенка и ребенка с СДВГ, учитель должен быстро подготовиться и отбросить напряжение и раздражение. Для этого можно воспользоваться дыхательной гимнастикой или массированием височной части лба в течение пары минут. Это помогает убрать с лица «старую маску» и немного освежить мимику.

СДВГ — это не препятствие для нормальной и счастливой жизни. Учитывая слабые стороны таких людей, стоит отметить такие профессии, которые подходят для детей с СДВГ, когда они вырастут:

  • Любые специальности в области продаж
  • Творческие профессии: актеры, художники, писатели
  • Развлекательный бизнес — event-менеджер, организация праздников
  • Рекламные или страховые агенты
  • Риелторы
  • Курьеры
  • Организаторы разных мероприятий и аниматоры

Для таких людей подходят все специальности, где не требуется много внимания и концентрации. Они должны быть постоянно в движении.

Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.

Специалисты по детской неврологии и психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью их чада. Соответствующими знаниями также нужно обладать воспитателям детского сада и учителям в школах.

Изменение условий

Нужно хвалить и поощрять малыша за любые успехи и добрые поступки. Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания. Можно вести вместе с ребенком ежедневник, где фиксировать все его достижения. В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.

С 5-летнего возраста желательно, чтобы у него было свое жизненное пространство: отдельная комната или отгороженный от общего помещения уголок. В доме должна быть спокойная обстановка, ссоры родителей и скандалы недопустимы. Желательно перевести школьника в класс с меньшим количеством учащихся.

Чтобы снизить гиперактивность в 2-3 года, детям необходим спортивный уголок (шведская стенка, детские брусья, кольца, канат). Физические упражнения и игры помогут сбросить напряжение и потратить энергию.

Что нельзя делать родителям:

  • постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
  • унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
  • постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
  • запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
  • давать слишком сложные задания;
  • требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;
  • выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;
  • приучать к мысли, что главная задача — не изменить поведение, а получить за послушание награду;
  • применять методы физического воздействия при непослушании. Подробнее о влиянии физических наказаний на детей →

Игры с гиперактивными детьми

Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.
диагностика гиперактивности

В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.

Эффективно чередовать спокойные настольные игры — лото, пазлы, шашки, шахматы (с 12 лет), с более подвижными — бадминтон, игра в мяч на улице. Летом можно отправиться на дачу и гуляя по лесу, рассказывать о птицах, растениях. Общение с природой успокаивает нервную систему и помогает детям лучше развиваться.

Какой врач лечит СДВГ у детей?

Если вы заметили первые симптомы заболевания, то можно обратиться к педиатру. Этот детский врач оценит состояние малыша, и если необходимо, то направит к узкоспециализированному доктору. Лечением СДВГ у детей занимаются такие врачи:

  • невролог
  • психоневролог
  • психиатр
  • невропатолог
  • детский психолог

Окончательный диагноз выставляется доктором после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Данные обследования нужны, чтобы исключить неврологические болезни, из-за которых может появиться гиперактивность и рассеянное внимание.

Как и какая диета влияет на детей с СДВГ?

Питание ребенка
Питание ребенка
Для детей с СДВГ важно правильное и сбалансированное питание. Необходимо исключить жареные, острые и копченые блюда. Не приносит пользы и сладкая газировка. Сладости и шоколад исключаются почти полностью. Приучите ребенка есть вкусности только по праздникам.

Обязательно нужно соблюдать время приема пищи — в конкретные часы завтрак, обед и ужин. Перекусы только фруктами. Количество БЖУ должно соответствовать возрасту.

Полезное видео о воспитании гиперактивных детей

Ученые уже давно отметили, что массаж и остеопатия полезны для детей с гиперактивностью. Дело в том, что череп — это не закостеневшая структура, а двигающиеся относительно друг друга кости.

лечение гиперактивности

Правильные и направленные манипуляции восстанавливают нормальную физиологическую подвижность составных частей черепа. Это помогает избавиться от функциональных нарушений и недомоганий. Остеопатия отлично помогает восстановить здоровье ребенка после родовых травм и других следствий.

Ребенок с СДВГ: упражнения

«Речка-берег» — помогает произвести нейропсихологическую коррекцию. 

Упражнения для слишком активных детей
Упражнения для слишком активных детей

Если малыш путается, то скажите ему, чтобы он сначала говорил вслух, что делает, а потом прыгал. Проговаривание вслух своих действий помогает избавиться от импульсивности и раздражительности.

Гиперактивным детям сложно выполнять эти упражнения, но положение спасает его речевые вставки. Поэтому он должен повторять требования ведущего, и только потом выполнять действие.

Мама-робот — развивает речь и внимание.

Угадай! — упражнение на внимание.

Заниматься при помощи этих упражнений можно, начиная с 4 и до 8 лет. Позже они могут ребенку показаться неинтересными. Для детей старше 8 лет подходят настольные игры.

Ребенок с СДВГ: обучение

Невнимательный ребенок в школе
Невнимательный ребенок в школе

Как говорилось выше, детям с гиперактивностью сложно учиться в обычных массовых школах. Школьные психологи должны проводить тренинги для педагогов, чтобы помогать им справляться с эмоциональностью в сторону таких детей. Психолог поможет выработать приемы взаимодействия с такими детьми.

Кроме этого для повышения квалификации, учителя должны проходить курсы — теоретический и методический. Это поможет педагогам эффективно работать с такими детьми, что поможет школьникам с СДВГ не остаться выброшенными со «школьного конвейера», а получить образование вместе с обычными детьми.


Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass