Кризис 3 лет у детей: как проявляется, симптомы. Как вести себя родителям при детском кризисе 3 лет?

Общие сведения

Кризисные периоды развития отличаются от стабильных возникновением качественных изменений психики, наличием конфликта между новыми потребностями ребенка и устоявшимися социальными отношениями, формами деятельности.

Признаки кризиса трех лет наблюдаются между 2,5 и 3,5 годами, результатом становится психологическое отделение ребенка от мамы, папы, старших сестер, братьев. Степень выраженности, интенсивности симптомов колеблется от едва заметных капризов до регулярных частых истерик, постоянного негативизма, сопротивления взрослым.

Кризис трех лет

Кризис трех лет

Кризис 3 лет: что делать, как вести себя родителям?

В кризисный период у взрослых появляются трудности общения с ребенком, потому что маленькая личность нуждается в новых отношениях с самыми близкими людьми. Зачастую родители и воспитатели сами испытывают растерянность, что предпринять для успокоения ребенка, и как перестроить отношения.

Подливают масла в огонь и посторонние люди, отпуская замечания родителям, какой избалованный или капризный у них ребенок.

В связи с этим  взрослых волнуют два вопроса:

  1. Как себя вести, чтобы кризисный период прошел быстрее и как можно незаметнее.
  2. Что делать, если симптомы кризиса обрели устойчивую форму и проявляются бурно и часто.

Чаще воюют со своими детьми те родители, которые требуют от ребенка беспрекословного подчинения. Родители, опутывающие свое чадо сетью чрезмерной опеки или планирующие каждый его шаг, обречены на то, чтобы детский кризис разразился с максимальным проявлением строптивости и упрямства.

Некоторые рекомендации родителям для благополучного преодоления кризиса 3-х лет:

  • Помнить, что малыш упрямится или капризничает не назло взрослому, а потому что реализует потребность проявить свое Я.
  • Уступки и запреты, исходящие от родителей, должны быть аргументированы подлинной, но не чрезмерной заботой. Например, играть на дороге нельзя, и это не может быть разрешено, несмотря на самые бурные капризы дошкольника.
  • Идти навстречу ребенку там, где его желание или самостоятельные действия не несут никакого вреда. «Хочешь кушать за большим столом? Давай переставим твою тарелку, и занимай место, которое тебе нравится». «Хочешь нести сумку? Пожалуйста, пробуй».
  • Избавиться от ожиданий, что ребенок будет поступать рационально: заинтересуется кубиками, потому что строить конструкции полезно, и пройдет мимо экрана с мультиком. В дошкольном возрасте внимание и восприятие непроизвольны, и направлены туда, где увлекательнее.
  • Если произошел конфликт (ребенок бесконечно упрямился, мама злилась), важно, чтобы взрослые первые шли на контакт и восстанавливали отношения. Нельзя передавать ответственность малышу, вынося вердикт в стиле «пока не извинишься, не подходи» и т.п.

Чтобы родителям легче было принимать все сложности, связанные с кризисом в развитии их 3-летнего крохи, стоит напоминать себе, что благодаря кризисной перестройке в трехлетнем возрасте формируются значительные достижения.

Кризис трёх лет не имеет чётких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов — это 2-3,5 года. О приближение кризиса может рассказать острая заинтересованность ребёнка самим собой.

Он рассматривает себя в зеркале, наблюдает за своей тенью, озадачиваться внешним видом и тем, как выглядит в глазах других людей. В этот период многие дети начинают остро реагировать на неудачу: швыряют игрушки и предметы, бьют себя и близких взрослых.

Кризис трёх лет часто проявляется в демонстративном поведении ребенка. Недовольство он выражает истериками и капризами. Такая реакция может быть на любое ранее привычное действие родителей. На все вопросы и предложения взрослого у малыша один ответ – «нет!».

Для кризиса трёх лет характерна чёткая специфическая симптоматика, которая называется «семизвездием кризиса трёх лет», поскольку эти симптомы проявляются ярко и в совокупности.

1. Негативизм

Негативизим – наиболее очевидный симптом данного кризиса. Это реакция не на содержание предложения, а на то, что оно идёт от взрослого. Особенно если это предложение сделано в авторитарном тоне. Ребёнок специально не выполняет просьбы родителей. Он стремиться сделать всё наоборот, наперекор взрослому, даже вопреки своим желаниям.

2. Упрямство

Упрямство проявляется в настаивании ребёнка на своём. Переубедить его невозможно. Он так решил и других вариантов он не приемлет.

3. Строптивость

Выражается в недовольстве всем, что предлагают ему взрослые, с чем ребёнок имел дело раньше. Это реакция не на конкретного человека, а в целом непринятие сложившихся правил поведения в семье, режима дня и прочих условий.

4. Своеволие

Заключается в стремлении к самостоятельности. Психологи часто называют этот этап в развитии кризисом «Я сам!». Ребёнок хочет сам решать, куда ему идти, что есть на обед, когда укладываться спать, в какую игру поиграть.

Это стремление он подкрепляет словесно. Самая популярная фраза этого возраста: «Я сам!». Сама по себе тенденция к самостоятельности – признак адекватного возрасту развития. Таким образом ребёнок проверяет свои возможности, удовлетворяет потребность в познании.

5. Протест-бунт

Проявляется в виде частых ссор с родителями. Ребёнок возражает против всего, что ему говорят взрослые. Малыш хочет, чтобы его желания и мнение воспринимали всерьёз. Если этого нет, начинается конфликт, который может быть спровоцирован абсолютно любой ситуацией.

6. Обесценивание

Обесценивание, как симптом кризиса, выражается в речи ребёнка и его действиях по отношению к значимым взрослым и любимым вещам. Все, что было интересно и дорого ребёнку раньше, в этот период жизни теряет свою значимость и ценность.

В лексиконе малыша могут появиться ругательные слова, которыми он начинает обзывать родителей. Некоторые малыши проявляют физическую агрессию к маме или папе, отказываются от любимых игрушек или ломают их.

7. Деспотизм

Малыш считает себя в семье самым главным и стремится полностью управлять родителями. Он добивается выполнения своих требований любыми способами. Если мама занята домашними делами, она должна всё бросить и просто сидеть рядом.

Если она не выполняет требований малыша, он пускает в ход весь свой арсенал: начинает хныкать, вредничать, разбрасывать вещи по дому, то есть делать всё, чтобы привлечь внимание матери. В семьях, где несколько детей, этот симптом называется симптомом ревности, который проявляется капризами, агрессией, направленной на брата (сестру) и родителей.

Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей. Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы.

Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам.

от непродолжительного плача до катания по полу. Поэтому родители должны быть внимательными и уметь предугадывать провоцирующие ситуации и стараться избегать их. Например, малыш видит большой стеклянный бокал и хочет поиграть с ним.

Но это небезопасно: если бокал разобьётся, малыш может пораниться. Родители это понимают и отказывают ребёнку. Отказ провоцирует истерику. В таком случае, лучше будет убрать интересный, но небезопасный для ребёнка предмет с поля его зрения.

Если истерика уже началась, можно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Родители должны сохранять спокойствие и не заострять внимание ребёнка на истерике.
  • Нельзя кричать на ребёнка и бить его. От этого он не успокоится, а наоборот, истерика усилится.
  • Не стоит обращать внимание на косые взгляды окружающих людей. Как бы это не выглядело со стороны, такое поведение для маленького ребёнка – норма.
  • Если есть возможность, лучше уединиться с ребёнком. Посторонние люди очень любят советовать, как поступить, или могут попытаться помочь маме успокоить малыша, тем самым вызвать еще больший всплеск эмоций у ребёнка.
  • Не приказывать малышу успокоиться. Лучше проговарить спокойным и уверенным тоном его эмоциональное состояние: «Я вижу, как ты расстроен, потому что я не разрешила тебе… Ты сильно злишься из-за этого» и т.д.
  • Если позволяет обстановка, лучше дать малышу полностью прожить свои чувства и не блокировать их – только так он научится их понимать и управлять ими. Но бывают ситуации, при которых ребёнку лучше помочь успокоиться. Тогда можно попробовать переключить внимание малыша, например, на какой-нибудь яркий объект, который сможет заинтересовать ребёнка. Если не получается, нужно просто переждать, пока ребёнок успокоится или попытаться вместе найти компромиссное решение.
  • Когда истерика пройдёт, обязательно нужно обсудить с малышом случившуюся ситуацию, спросить, что он чувствовал в этот момент, показать ему, как можно выразить эмоции другим способом.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Течение кризисного этапа описывается «семизвездием симптомов» (Л. С. Выготский). В трехлетнем возрасте поведение детей отличается упрямством, негативизмом, своеволием, строптивостью, протестами, обесцениванием, деспотизмом. Негативизм – отрицательный ответ, отказ, вызванный ситуацией взаимодействия с взрослым. Реакции возникают избирательно к определенным людям. Отличие негативизма от обычного непослушания – аффект и действие разделены: ребенок хочет выполнить предложенную деятельность (пойти погулять, послушать сказку), но отказывается. Негативизм позволяет выделить собственные мотивы, проявить самостоятельность.

Упрямство сопровождается устойчивой тенденцией к деятельности, выбранной ребенком. Социальный аспект – предъявление требований взрослому, неотступное следование собственным словам, обещаниям. Для малыша важно оставаться приверженным своему решению, невзирая на обстоятельства (замерз, но домой не заходит). Отличие упрямства от настойчивости – следование выбранному действию вопреки собственным желаниям, просьбам взрослого. Строптивость – негативная тенденция против норм воспитания, образа жизни, системы отношений. Ребенок демонстрирует недовольство в отношении игр, ежедневных ритуалов, способов проведения досуга, посещения детского сада. Данной реакцией он акцентирует собственное мнение.

Потребность проявлять самостоятельность реализуется своеволием – демонстрацией инициативы действия, неадекватного возможностям, условиям. Необходимость в уважении, признании мнений, желаний ребенка реализуется реакциями протеста. Желание продемонстрировать волю, независимость, самостоятельность выражается провокацией конфликтов с взрослыми. Частые ссоры приводят к обесцениванию. Ребенок признает малозначимость, неважность людей, вещей, деятельности, которой увлекался ранее. Начинает ругаться, дразнить, обзывать родителей, ломать любимые игрушки. Стремление к деспотизму возникает как потребность управлять окружающими, властвовать. Проявляется приказами родителям, ревностью, манипуляциями.

Причины кризиса 3 лет

Ребенок стремится к установлению правил, норм, выстраиванию отношений на основе социальных ролей, личностных качеств. При этом родители сохраняют прежние модели поведения – ориентацию на предметную деятельность, ограничение поля возможностей для проявлений самостоятельности. Конфликт сопровождается ссорами с взрослыми. Выраженность данного периода определяется сочетанным воздействием определенных факторов:

  • Авторитаризм. Стремление взрослых устанавливать жесткие нормы, требование безусловного подчинения подавляет волю, самостоятельность малыша. Кризис протекает с реакциями бунта, открытого сопротивления родителям.
  • Гиперопека. Чрезмерная родительская забота в условиях становления личности ребенка, возрастания самостоятельности становится причиной негативизма, строптивости, непослушания. Интенсивность гиперопеки напрямую коррелирует с продолжительностью, яркостью кризиса.
  • Состав семьи. При наличии братьев, сестер, участвующих в воспитании, кризис обычно протекает легче. Ребенок имеет больше возможностей, вариантов выстраивания отношений. Сиблинги оказываются более гибкими, быстрее изменяют поведение.
  • Темперамент. Интенсивность, устойчивость, легкость возникновения эмоциональных реакций отчасти определяются врожденными особенностями нервной системы. Конфликты провоцируют больший отклик у холериков, меланхоликов.
  • Состояние здоровья. Выраженность эмоционально-поведенческих отклонений определяется наличием заболеваний у ребенка. Болезненные дети часто испытывают повышенную зависимость от матери, развитие самостоятельности задерживается, кризис наступает позже, протекает сглажено. При неврологических заболеваниях дисбаланс процессов возбуждения-торможения проявляется большей эмоциональной неустойчивостью, гипертрофированностью кризисных проявлений.

На этом возрастном этапе своим поведением ребёнок пытается отделить свое «я» от родительского. Малыш уже может понять различие между «я должен» и «я хочу». Однако ему еще предстоит научиться соотносить «хочу» с «должен» и «нельзя».

У ребенка происходит столкновение потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого. Нарастает противоречие между «хочу» и «могу». В этих противоречиях кроется причина кризиса трёх лет.

Кризис детей 3 лет консультация психолога для родителей

  • Не превращайте воспитание в гиперопеку. Такие сжатые рамки не позволяют ребенку проявлять себя, от чего в нем и будут нарастать враждебные отношения с окружающими
  • Не нужно все запрещать ребенку. Запрещайте только то, что действительно опасно: играть со спичками, к примеру. Но если ребенок хочет залезть на горку, с которой он может упасть — позвольте ему это сделать. Просто в этот момент будьте готовы его поймать
Как вести себя родителям в кризис 3 лет
Как вести себя родителям в кризис 3 лет
  • Родители должны одинаково воспитывать ребенка. Непозволительно, когда один разрешает, а другой запрещает. Это приведет лишь к негативному отношению ребенка к источнику постоянных запретов
  • Хвалите ребенка за интерес к чему-то и попытки быть самостоятельным. Даже если самостоятельно ребенок будет одеваться дольше — не нужно вырывать одежду из рук и перенимать эстафету. Ведь ребенок будет просто счастлив от своей самостоятельности. Но не забывайте про рамки: можно попробовать, если это неопасно
Кризис ребенка 3 лет
Кризис ребенка 3 лет
  • Обучайте ребенка той самой самостоятельности
  • Объяснения ребенку должны быть ему понятны. Говорите лаконично и уверенно-строго. Длинные вводные предложения запутают ребенка
Как пережить кризис 3 лет
Как пережить кризис 3 лет
  • Вам стоит больше разрешать, нежели запрещать
  • Предоставляйте право выбора. Не говорите: «Мы идем гулять!». Лучше спросите: «Ты сегодня пойдешь пешком или на велосипеде?». Ребенок будет доволен возможностью принять решение и не поймет вашей хитрости
  • Если ребенок уже впал в истерику — подождите. Только когда малыш успокоится — спокойно, но уверенно объясните ему все
  • Вам будет сложно выслушивать ежедневно необоснованные истерики, но ваша задача — не срываться. Крик на ребенка лишь усугубит ситуацию. Малыш станет еще более агрессивным
  • Всегда старайтесь обхитрить ребенка. Давайте ему самому выбирать, но из заранее допустимых вариантов
  • Не ходите с ним туда, где он точно будет психовать (к примеру, в магазин игрушек)
  • Не говорите, что чей-то ребенок лучше делает. Сравнивайте его лишь с самим собой. Например, скажите: «Сыночек, вчера ты нарисовал солнышко аккуратнее». Так, вы вроде бы и не ругаете, и в тоже время намекаете, что стоит постараться
  • Никогда не говорите ребенку, что он плохой. Говорите, что так вести себя некрасиво
  • Поддерживайте ребенка. Если у ребенка не получается одеть колготки — не ругайте его. Скажите: «Доченька, у тебя почти получилось. Ты — молодец. Давай я немножко помогу»
У ребенка кризис 3 лет
У ребенка кризис 3 лет
  • Старайтесь ребенку объяснять, играя. Если малыш сам не хочет кушать, то предложите покормить и мишку. Но потом скажите, что мишка хочет кушать по очереди. Правила этикета объясняйте, играя с посудкой
  • Если ваш малыш пытается добиться чего-то истерикой — не поддавайтесь. Иначе вы лишь дадите ему знак, что это действенный метод получить желаемое
  • Не ленитесь отвечать на многочисленные вопросы ребенка
  • Играйте и веселитесь вместе с ребенком. Он должен чувствовать вас своим другом
Как победить детские истерики
Как победить детские истерики

Патогенез

Новообразованиями кризиса являются новый уровень самосознания, самостоятельность, выстраивание социальных отношений, волевая регуляция деятельности. Положительные изменения скрыты за негативными симптомами – непослушанием, строптивостью, капризами, истериками. Основой эмоциональных, поведенческих нарушений становится несоответствие социальных обстоятельств изменившимся потребностям, возможностям ребенка. Мотивация поступков теперь связана не с содержанием ситуации, а с отношениями.

Социальная позиция малыша перестраивается, он начинает отделять себя от взрослых не физически, как в период кризиса 1 года, а психологически. Возникает представление о себе как о личности, формируется образ «Я» как система желаний, потребностей, воли, активности. Для апробирования новых возможностей ребенок противопоставляет свои действия действиям взрослых – спорит, упрямится, отказывается. Направленность поступков определяется личностью, а не желаниями ребенка, как раньше.

Осложнения

Кризис сопровождается изменениями отношений, эмоциональной сферы, системы ценностей ребенка. Интенсивные глубокие переживания формируют внутренние и внешние конфликты. Сложный период способен спровоцировать невротические реакции.

У детей развивается энурез, ночные страхи, кошмары, заикание. Крайнее обострение кризиса проявляется истерическими приступами: ребенок кричит, плачет, падает на пол, стучит кулаками, выгибается дугой.

Диагностика

В большинстве случаев кризис проходит без вмешательства врачей, взрослые воспринимают изменения в поведении ребенка как естественный этап развития, завершающийся самостоятельно. При выраженных симптомах родители обращаются за консультацией к специалистам – психологу, неврологу, психиатру. Диагностика производится клиническими и физическими методами:

  • Беседа. Клинический опрос позволяет выяснить анамнез, время начала симптомов, их частоту, выраженность, продолжительность. Ключевые маркеры кризиса – негативизм, упрямство, строптивость, своеволие.
  • Наблюдение. В процессе разговора специалист наблюдает за поведением малыша. Наиболее отчетливо симптомы проявляются при случайном взаимодействии родителей и ребенка.
  • Осмотр. При гипобулических припадках (истериках, судорогах) врач-невролог проводит физическое обследование. Оценивает чувствительность, мышечную силу, тонус, рефлексы, координацию движений. Осуществляет дифференциальную диагностику кризиса с неврологическими заболеваниями.

Рекомендации родителям по преодолению детского кризиса

Преодоление негативных симптомов кризиса происходит быстрее при изменении отношения к повзрослевшему малышу, принятии его новых потребностей, возможностей. Психологи проводят индивидуальные консультации, групповые лекции, рассказывая родителям о приемах общения, взаимодействия с ребенком, организации времяпрепровождения. Общие принципы:

  • Поощрение самостоятельности. Малышу, проявляющему желание действовать в одиночку, не нужно помогать. Необходимо позаботиться о безопасности, похвалить за успех, поддержать при неудаче, предложить помощь в форме вопроса.
  • Оценка поступков. Нельзя обзывать ребенка, давать «ярлыки» (жадина, вредина, зануда, злой). Наказывать, отчитывать нужно за действия.
  • Сохранение спокойствия. Крики, раздражение взрослого усиливают эмоциональные приступы малыша. Следует демонстрировать уравновешенность, спокойно озвучивать отказ, отвечать на требования.
  • Предоставление права выбора. В ежедневных бытовых вопросах стоит учитывать мнение ребенка. Выбор мультфильма, напитка, книги, места прогулки рекомендуется предоставить малышу.
  • Анализ ситуации. После конфликта, спора, истерики необходимо спокойно обсудить переживания малыша, поделиться собственными эмоциями. Во время таких обсуждений ребенок учится понимать, вербально выражать чувства, мысли, состояния.

Как пережить кризис трёх лет

Несмотря на внешнюю негативную окраску кризисного состояния, бояться его не стоит. Кризис – это закономерное явление в развитии психики человека. Однако то, как он будет протекать, сколько продлится и каким ребёнок из него выйдет, зависит от поведения родителей в отношении детей.

Существует ряд рекомендаций, которые помогут установить конструктивные взаимоотношения с ребёнком, сгладить негативные проявления кризиса и быстрее преодолеть этот сложный для него и окружающих период.

Терпение для родителей – самое важное качество. Быть терпеливым – это значит реагировать на все действия ребёнка без срывов и раздражения, сохранять спокойствие и уверенность в своих действиях. Раздражаясь, взрослые лишь научат малыша тому, что выходить из себя – это вполне нормально. Терпение родителей поможет ребёнку обрести уверенность в собственных силах.

Быть терпеливым – значит быть любящим родителем. Малышу жизненно важно знать и чувствовать, что его любят. Взрослые должны быть готовы принять ребёнка в любом его состоянии и вселить в него уверенность в том, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением.

Всегда нужно оценивать совершённый поступок, но не самого ребёнка. Если он выполнил всё, о чём его попросил взрослый, необходимо похвалить малыша за старания. При этом подчеркнуть, что он послушный и у него всё отлично получается.

Между ограничениями и вседозволенностью необходимо соблюдать баланс. Слишком жёсткое и строгое воспитание ломает ребёнка, подавляет его активность и самостоятельность. Психологи считают, что такой стиль воспитания является небезопасным для детей.

Ребенок требует

Чрезмерные ограничения независимости ребёнка, постоянные наказания и высмеивания попыток самостоятельности могут привести к безинициативности, потере интереса к познанию, отставанию в развитии волевых качеств.

Гипреопека также опасна для детей, как и авторитарность. Из-за своей тревоги за малыша, родители значительно ограничивают свободу действий ребёнка, и тем самым не дают ему полноценно развиваться. Пассивность, неуверенность в себе, неумение принимать решения самостоятельно и находить выход из сложной ситуации – последствия чрезмерной опеки человека в детстве.

В семьях, где центром всего является ребёнок, часто наблюдаются острые конфликты в детско-родительских взаимоотношениях и симптомы кризиса выражены наиболее ярко. Там, где родители предоставляют детям достаточно свободы для деятельности, не душат их излишней заботой или наказаниями, ребёнку нет необходимости воевать с ними.

Все взрослые, которые участвуют в воспитании ребёнка, должны выдвигать одинаковые требования. Не должно быть такого, что мама что-то запрещает, а бабушка это разрешает. Также важна и последовательность в требованиях.

Если какое-то действие запрещено, то пусть оно будет под запретом всегда – и сегодня, и завтра. Последовательность и согласованность в требованиях поможет ребёнку легче приспособиться к новым правилам и соблюдать их.

Здесь родителям придётся проявить выдержку и продемонстрировать спокойную уверенность в своём поведении. С ребёнком нужно разговаривать на равных, не повышая голос. Важно помнить, что требования должны соответствовать возрастным особенностям малыша.

Ребёнок взрослеет, у него появляется своё мнение, желания и интересы. Чтобы малыш рос самодостаточной личностью, ему нужно в определенный момент отделить «своё» от «родительского». Поэтому необходимо уважать стремление ребёнка действовать по своему усмотрению, иметь собственное мнение и держать слово.

Не нужно пытаться «сломить» волю малыша и настаивать на своем в любой ситуации. Иногда можно уступить ребёнку и разрешить ему самому принять решение. Таким образом он получит важный опыт отстаивания своих интересов.

Чтобы конфликты не разгорались по любому поводу, ребёнок должен чувствовать, что взрослые общаются с ним на равных. Ему нужно предоставит право выбора. Конечно, выбор малыша не всегда может устроить взрослого, тем более, если это касается его безопасности.

Тогда родителям можно пойти на маленькую хитрость и создать ситуацию ложного выбора. Например, на улице ветреная погода, а ребёнок не хочет надевать шапку. Маме нужно подойти к нему с вопросом: «Ты какую шапку хочешь надеть – синюю или зелёную?».

В этой ситуации важно, чтобы малыш всё-таки надел шапку и не важно, какого она будет цвета. В то же время, мама интересуется и мнением ребёнка при выполнении правила. Этот метод применим практически во всех сферах деятельности.

Можно интересоваться мнением ребёнка при выборе пути в магазин, что приготовить на обед, какую ему купить футболку. И пусть это мелочи, но для малыша очень важно, что взрослые интересуются его мнением.

Выходом из конфликтной ситуации может стать поиск компромиссного решения, когда учитываются интересы и взрослого, и ребёнка. Например, можно предложить ему посмотреть одну серию мультфильма и пойти на прогулку, а по возвращению домой досмотреть понравившийся сериал. Так ребёнок будет понимать, что конфликт можно разрешить мирно, без истерик.

Предоставить на данном возрастном этапе возможность действовать самостоятельно – значит поддержать его новое представление о себе как о самодостаточной личности. В этот период необходима перестройка отношений с ребенком на основах большего равноправия, чем это было раньше.

Всё, что ребёнку по силам и не нанесёт вреда, пусть выполняет самостоятельно. Там, где он пока не справляется сам, можно предложить помощь, но не делать всё за него, а показать, обучить. Нельзя насмехаться над неудачей малыша и говорить, слова типа «Я же говорила, что ничего из этого не получится».

Так ребёнок будет чувствовать себя сломленным и потеряет интерес учиться новому. С каждым днём у малыша будет расширяться круг его умений и дел, с которыми он самостоятельно может справиться. Это будет способствовать развитию уверенности в себе.

Некоторое недовольство ребёнка в этот период – важная часть процесса становления личности. Если ребёнок упрямится и не хочет заниматься тем, что ему предлагают родители, следует оставить попытки увлечь ребёнка какой-то деятельностью.

Пусть он побудет один и займётся тем, чем хочет. Скоро малышу станет скучно, и он придёт к родителям. Тогда ему можно будет предложить всё то, от чего он отказывался раньше. Делать это нужно ненавязчиво, без излишнего энтузиазма, как бы невзначай, чтобы не спровоцировать отказ ребёнка снова.

Когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, можно найти выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущим видом деятельности. В игре ребенок оказывается тесно связанным с социальным миром взрослых.

Сюжетно-ролевая игра отражает социальные связи, правила и нормы поведения в обществе, способы взаимодействия с людьми. Эта сфера интересна ребёнку на данном возрастном этапе, и родители смогут использовать её как инструмент обучения и воспитания.

В возрасте трёх лет дети ещё не всегда понимают, что они чувствует в той или иной ситуации и почему именно так поступают. Им тяжело контролировать свои эмоции. Но научить этому крайне важно. Иначе ребёнок будет выражать их капризами или агрессией.

Неумение осознать свои чувства нарушает контакт с самим собой. При этом малыш не в силах понять, что именно он чувствует, а чего бы ему хотелось на самом деле. Ребёнок путается и не понимает как себя вести.

Они должны говорить о своих чувствах в присутствии ребёнка. При этом нужно использовать простые понятные малышу слова, чтобы он понимал, о чём идёт речь (например, «Я злюсь», «Я разочарован»). Можно использовать сравнения с предметами или животными.

Если родителям не всегда удаётся контролировать свои эмоции в присутствии ребёнка, то необходимо извиниться, попросить прощения за грубое поведение подробно рассказать о том, что они чувствовали и почему повели себя именно так.

Такие проявления кризиса как деспотизм и обесценивание не несут положительного влияния на дальнейшее развитие ребёнка. Поэтому попытки такого поведения лучше пресекать на корню. Если ребёнок во время конфликта начинает драться или обзывать родителей, то здесь нужно показать своё недовольство.

Он должен понимать, что делает что-то нехорошее. Но это не значит, что нужно ругать ребёнка. Лучше показать мимикой или интонацией, что это неприятно и обидно и такое поведение расстраивает родителей.

Порой взрослые, чтобы избежать конфликтов, уступают ребёнку и подчиняются его желаниям. Но это путь в никуда. Малыш привыкнет к такому положению вещей и будет ожидать, что все в этом мире должно быть так, как он захочет.

Чтобы это не закончилось большим разочарованием, лучше сразу установить разумные ограничения, чтобы ребёнок понимал, что каждый человек – это отдельная личность со своими потребностями и желаниями. Родителям важно научиться отделять истинные потребности ребёнка от тех, которые больше являются проявлением авторитарных качеств ребёнка. И в подобных случаях говорить «нет» своему ребёнку, строго, но мягко.

Прогноз

При правильной коррекции взаимоотношений с подрастающим ребенком кризис трех лет проходит более сглажено, спокойно, завершается спустя несколько месяцев. Новообразованиями данного этапа развития являются психологическая эмансипация ребенка от взрослого, появление самооценки, оценки собственных действий.

Активно развиваются волевые качества, самостоятельность, усложняются социальные отношения. Профилактика затяжного течения кризиса, невротических и психопатических осложнений заключается в создании новых условий развития – выстраивании отношений с учетом изменяющихся потребностей ребенка.

Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass