Алалия у детей каковы симптомы как диагностировать и научить малыша говорить

Обследование детей с алалией

Для данного заболевания характерно наличие как речевых, так и неречевых проявлений. К неречевым симптомам этой патологии, в первую очередь, можно отнести такие двигательные нарушения, как неправильная координация движений, недоразвитие моторики пальцев, неловкость.

Моторная алалия у таких детей также может проявляться трудностями в формировании привычек самообслуживания (к примеру, застегивание пуговиц, шнурование обуви и т. п.), а также в выполнении мелких точных движений пальцами и кистями рук (например, складывание пазлов, собирание конструкторов, мозаики и т. п.).

Симптомы алалии у детей важно распознать своевременно.

Кроме этого, у детей с данной патологией нередки нарушения памяти (чаще всего слухоречевой), внимания, восприятия, волевой и эмоциональной сфер личности. У больных с алалией может наблюдаться как гиперактивное, так и чересчур пассивное поведение, быстрая утомляемость и недостаточная работоспособность.

Кроме того, у детей с алалией часто можно замечать нарушения работы мускулатуры лица, агрессию и повышенную раздражительность, плохую адаптацию в коллективе, трудности с адаптацией к условиям внешнего мира.

Для диагностики данной патологии необходимо полноценное обследование ребенка у таких специалистов, как детский оториноларинголог, невролог, логопед, психолог. При осуществлении логопедического обследования детей особое внимание должно уделяться сбору анамнеза, а также особенностям развития ребенка в раннем возрасте.

Для постановки точного диагноза моторной алалии следует также оценить желание самого ребенка говорить, определить присутствие затруднений в повторениях услышанного, оценить слуховое восприятие, использование жестов и мимики, понимание и восприятие речи, наличие эхолалии.

Помимо того, отмечается уровень пассивного и активного словарного запаса, качество произношения звуков, послоговая структура слов, грамматические характеристики речи и фонематическое восприятие. Для адекватной оценки выраженности органического повреждения мозга может потребоваться проведение следующих инструментальных методов исследования:

  • электроэнцефалография;
  • магниторезонансная томография мозга;
  • эхоэнцефалография;
  • рентгенологическое исследование черепа.

В качестве методик дифференциальной диагностики в случаях развития сенсорной алалии и тугоухости применяются аудиометрия, отоскопия и некоторые другие способы исследования слуховых функций.

алалия у детей
Кроме того, требуется дифференциальная диагностика с аутизмом, дизартрией, задержкой развития речи, олигофренией.

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти  (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.

На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов). В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»). В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.

При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.

Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов; несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.

Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти. У детей с сенсорной алалией может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.

В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога. Неврологическое обследование детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и др. исследований слуховой функции.

Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти. Логопедическое обследование при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с ЗРР, дизартрией, тугоухостью, аутизмом, олигофренией.

Признаки и способы коррекции заболевания различаются в зависимости от его вида. Классификация выделяет 3 вида патологии: моторная, смешанная и сенсорная. При моторном заболевании клиническая картина связана с двигательными навыками. У ребенка плохая моторика рук и координация движений, он чрезмерно неловкий для своих лет. Заметить заболевание можно, наблюдая за ребенком: он плохо завязывает шнурки, застегивает пуговицы и не любит складывать пазлы.

Алалия у детей выражается в нарушении речи

Кроме очевидных симптомов, моторный вид заболевания сопровождается следующими признаками:

  • отсутствие внимания;
  • очень маленький словарный запас;
  • плохая обучаемость;
  • нарушение произношения звуков;
  • эмоциональная нестабильность;
  • гиперактивность или полная пассивность.

Обычно такие дети очень поздно начинают говорить, и у них это получается достаточно плохо. Они говорят максимально короткими предложениями и иногда не умеют согласовывать между собой слова.

Сенсорная алалия у детей определяется всего двумя признаками – нарушением восприятия и отсутствием желания понимать речь других людей. Такие дети очень резко относятся к различным звукам, шорохам, скрипам. Даже звук дождя и хруст снега может вызывать у них неоднозначные эмоции. Давление оказывается не только на эмоциональную составляющую – дети могут чувствовать сильный дискомфорт и головные боли. На сеансах с логопедом дети могут начать говорить бессвязными потоками слов, а их речь сопровождается активной жестикуляцией.

Смешанный тип заболевания сочетает в себе признаки этих двух видов. Как правило, именно он встречается в большинстве случаев.

Описание патологии

Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза. Так, в антенатальном периоде к органическому поражению речевых центров коры головного мозга могут приводить гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия, сер­дечная или легочная недостаточность).

Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.

В числе этиопатогенетических факторов алалии, воздействующих в первые годы жизни ребенка, следует выделить энцефалиты, менингиты, ЧМТ, соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС (гипотрофию). Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, синдром госпитализма, дефицит речевых контактов) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Алалия – это частичное или полное отсутствие речи, нарушение фонетического, фонемного, грамматического и лексического компонентов речи при отсутствии нарушений слуха. Проявляется в аграмматизмах, очень скудном словарном запасе, неправильном произношении слов и звуков, перестановке слогов местами.

На самом деле алалия у детей – заболевание довольно редкое, около 1% дошкольников и менее процента детей школьного возраста страдают от алалии, причем мальчики – в два раза чаще. В логопедии диагноз «алалия» известен как ОНР, что означает «общее недоразвитие речи».

Возникает алалия из-за органического поражения таких зон коры головного мозга, которые называются речевыми центрами. Эти места называются центр Брока и центр Вернике. Благодаря второму центру человек может распознавать и понимать речь, как устную, так и письменную, а благодаря первому – воспроизводить речь, то есть говорить.

Условно причины можно разбить на несколько групп, соответствующих периодам возникновения поражения:

  • беременность;
  • роды;
  • ранний период развития.

К первой категории причин относятся следующие:

  • внутриутробные инфекции;
  • маточно-плацентарная недостаточность;
  • гипоксия плода;
  • постоянные угрозы выкидыша;
  • токсикоз;
  • наличие у мамы какого-либо из следующих заболеваний: сердечная недостаточность, легочная недостаточность, артериальная гипотония, гипертензия;
  • употребление матерью табака, алкоголя и наркотических веществ;
  • падение с последующими травмами у плода.

Причины второй категории, как правило, вытекают из первой. К ним относятся:

  • скоротечные роды;
  • затяжные роды;
  • преждевременные роды;
  • раннее отхождение вод;
  • травма от применения инструментов;
  • асфиксия плода;
  • недоношенность;
  • внутричерепная родовая травма;
  • переохлаждение или голодание сразу после рождения.

В третьей группе причин выделяют следующие:

  • гипотрофия или любое другое заболевание, следствием которого является истощение ЦНС;
  • черепно-мозговые травмы;
  • энцефалит;
  • менингит;
  • частые и долгие заболевания, такие как: рахит, ОРВИ, пневмония, нарушение работы желез (эндокринопатия);
  • операции под наркозом;
  • неблагополучная обстановка в семье;
  • отсутствие частых контактов с матерью, недостаток материнского внимания;
  • недостаток речевых контактов (с малышом почти никто не разговаривает).
Для возникновения алалии, как правило, одной какой-то причины мало. В основном провоцирует заболевание целый ряд факторов. Есть также исследования, которые показывают, что у некоторых людей существует генетическая предрасположенность к алалии.

Головной мозг ребенка является довольно уязвимым к воздействию различных трав и патологических процессов, которые могут возникать как во время внутриутробного развития плода, так и в первые годы жизни малыша.

  • употребление матерью алкоголя;
  • изменение гормонального фона организма;
  • прогрессирование в женском организме различных видов инфекций, которые вызывают патологии у плода;
  • падения во время беременности;
  • травмы различного характера;
  • отслоение плаценты;
  • постоянное нахождение матери в состоянии стресса, депрессии.

Воздействие таких факторов на организм беременной женщины приводит к тому, что новорожденный начинает страдать гипоксией хронического характера.

Во время родовой деятельности спровоцировать поражение мозга у ребенка могут:

  • нахождение в течение длительного времени головки плода в тазу женщины;
  • слабые схватки;
  • сильное переохлаждение новорожденного малыша;
  • проблемы с дыханием сразу после рождения.

Все это может оказать отрицательное воздействие на организм ребенка и даже провести к летальному исходу.

Алалия у детей после рождения может быть вызвана следующими заболеваниями:

  • краснуха;
  • соматические патологии;
  • менингоэнцефалит;
  • травмы и ушибы головы.

Подобное патологическое состояние на сегодняшний день диагностируют примерно у одного процента детей дошкольного возраста, немного реже – у школьников. Моторной алалии чаще всего подвержены мальчики, у которых данное заболевание регистрируется в два раза чаще, чем у противоположного пола.

Речь – один из важнейших компонентов нервно-психического развития детей. Ее становление происходит в первые годы жизни, в последующем это определяет качество речи в остальных возрастных периодах. Акт речи осуществляется посредством определенной системы органов, относящихся к речевому аппарату, который состоит из периферического и центрального отделов.

Периферический отдел речевого аппарата состоит из артикуляционного (губы, верхняя и нижняя челюсти, язык, мягкое и твердое небо), голосового (гортань и голосовые связки) и дыхательного отделов (грудная клетка, трахеи, бронхи и легкие).

К основным причинам формирования моторной алалии у детей относятся патологии проводящих путей, которые относятся к центру Брока, а также данного участка непосредственно. Центр Брока является отделом коры головного мозга, находящимся в задненижней части третьей лобной извилины в левом полушарии мозга у правшей и обеспечивающим моторную организацию речевого процесса.

Моторная алалия представляет собой полиэтиологическое патологическое состояние, т. е. такое, которое обусловлено нежелательным воздействием множественных факторов. К основным предпосылкам, которые могут стать причиной органических поражений речевого центра в коре головного мозга, относятся:

  1. Различные заболевания инфекционной природы, которые развиваются во время родов или внутриутробно.
  2. Гипоксия плода.
  3. Травматизация плода (к примеру, при падении женщины в период беременности).
  4. Токсикоз.
  5. Высокие риски самопроизвольного прекращения беременности.
  6. Наличие у женщины в период беременности некоторых хронических патологий (артериальная гипер- или гипотензия, легочная или сердечная недостаточность и т. д.).

Помимо этого, к возникновению речевой алалии у детей могут привести недоношенность, внутричерепные родовые травмы, а также асфиксия новорожденных. У детей на первых годах жизни к первостепенным причинам возникновения данной патологии относятся:

  1. Генетическая предрасположенность.
  2. Энцефалиты.
  3. Черепно-мозговые травмы.
  4. Некоторые заболевания соматического характера, которые могут приводить к истощению нервной системы.
  5. Менингиты.

Почему развивается сенсорная и моторная аллалия

Лечение данной патологии представляет собой целый комплекс терапевтических мероприятий. Формирование навыков правильной и полноценной речи проводится на фоне терапии медикаментозными препаратами, и основной целью здесь является стимуляция созревания структур головного мозга.

Больным назначают ноотропные медицинские средства и разнообразнее витаминные комплексы. Весьма эффективными в терапии моторной алалии являются такие физиотерапевтические методики, как электропунктура, дециметроволновая терапия, магнитотерапия, иглорефлексотерапия, электрофорез, лазеротерапия, транскраниальная электростимуляция, гидротерапия.

Логопедическая коррекция алалии у детей включает в себя работу со всеми аспектами речи и предусматривает не только занятия с логопедом, но и специально подобранные регулярные упражнения в домашних условиях.

Таким образом, формируется пассивный и активный словарный запас, ведется активная работа над развитием фразовой речи, грамматики, звукопроизношения, развивается связная речь. Положительный результат дают также логоритмические упражнения и логопедический массаж.

При развитии моторной алалии рекомендуется раньше начинать обучать ребенка грамоте, поскольку чтение и письмо успешно помогают развить устную речь и закрепить усвоенный материал.

Лечение алалии у детей в домашних условиях может быть очень эффективным.

По причине пластичности детского мозга и его навыкам быстрой адаптации возможно полное излечение от недуга. Отдельные здоровые мозговые клетки берут на себя функции нерабочих участков.

Каждый ребенок с алалией проходит терапию под тщательным контролем специалиста. Однако домашняя обстановка не станет преградой, ведь родители сами могут оказать посильную помощь в лечении малыша.

  • Развитие мелкой моторики имеет связь с речевой активностью. Если регулярно заниматься с детскими пальчиками, делать их ловкими и умелыми, то будет развиваться речь у малыша.
  • Полезен массаж ладошек в игровой форме.
  • Проведение пальчиковых игр и гимнастики простимулируют развитие мелкой моторики. Это могут быть простые занятия — например, осуществление сортировки круп и бобовых, складывания мозаики и пазлов будет способствовать активизации работы мозга.
На сегодняшний день имеется большое количество видеоуроков по проведению занятий при алалии, которые могут применяться дома.

Причины заболевания могут быть как генетическими, так и приобретенными. Часто имеют место внутриутробные причины: гипоксия, недоношенность, асфиксия, перинатальные заболевания. Также любые соматические патологии у женщины во время беременности могут спровоцировать алалию.

Иногда заболевание возникает внезапно из-за генетической предрасположенности. В этом случае спрогнозировать его практически нереально, но необходимо взяться за активное лечение.

К предпосылкам возникновения патологии также относятся:

  • рахит;
  • менингит;
  • гипотрофия;
  • энцефалит;
  • эндокринопатия;
  • повреждения мозга;

Недостаток внимания к развитию малыша со стороны родителей тоже нередко приводит к нарушениям в речи.

Какой бы ни была причина, ребенок нуждается в оказании своевременной комплексной врачебной помощи.

Обследование детей с алалией

  • моторная алалия (экспрессивная алалия);
  • сенсорная алалия (импрессивная алалия);
  • смешанная алалия (сенсомоторная алалия или мотосенсорная алалия, в зависимости от преобладающего вида алалии).

При моторной алалии ребенок хорошо слышит, понимает речь других людей на слух. Но при всем при этом он или не может говорить, или разговаривает, но очень и очень плохо. При экспрессивной алалии поврежден центр Брока.

Если алалия сенсорная, то ребенок тоже хорошо слышит, а вот воспринимать человеческую речь уже не может. Происходит в результате поражения центра Вернике.

При смешанной форме у ребенка проблемы как с пониманием, так и с речью. В зависимости от того, что страдает больше, форма может называться мотосенсорной или сенсомоторной. Некоторые симптомы детской алалии яркие, а некоторые списываются на временные трудности, которые малыш перерастет.

ДИАГНОСТИКА

Первый вопрос, который возникнет в голове обеспокоенного родителя: «Когда имеет смысл бить тревогу и бежать к врачам?». Не ранее 2,5-3 лет. Дело все в том, что развитие речи у каждого ребенка разнится.

Второй вопрос: «К кому идти?». Есть целый ряд специалистов, у которых необходимо пройти обследование:

  • детский невролог (к нему в первую очередь);
  • логопед;
  • детский отоларинголог;
  • детский психолог.

При сборе анамнеза родителей спросят о развитии ребенка, чтобы представить примерную картину. Чтобы оценить общее состояние ребенка, характер повреждений, ему назначат ряд тестов, среди которых:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • рентгенограмма черепа.
Чтобы проверить способность ребенка слышать, что важно для диагностирования алалии, проводят тесты по выявлению тугоухости (отоскопия, аудиограмма и т. д.). Помимо этих анализов, проводят диагностику слухоречевой памяти, диагностику устной речи. Прогнозы лечения алалии у детей обычно делаются на основании данных, полученных с анализов.

КОРРЕКЦИЯ

Для всех форм алалии важен комплексный подход: сочетание занятий с логопедом, медикаментозного лечения и физиотерапии. В последнюю входят такие процедуры, как:

  • электрофорез;
  • лазеротерапия;
  • электропунктура;
  • водолечение;
  • рефлексотерапия (ИРТ) и т. д.

Занятия с логопедом должны носить систематический и комплексный характер, поскольку необходимо работать над всеми проблемами сразу. Ребенку с моторной алалией формируют пассивный словарный запас, с ним работают над грамматическим оформлением речи, учат связно говорить, правильно произносить звуки. Помимо этого, ему назначается логоритмика и логопедический массаж.

Лечение сенсорной алалии у детей будет отличаться. Здесь для начала важно наладить восприятие звуков, научить отличать речевые и неречевые звуки, понимать речь на слух, соотносить слова и их значения, различать грамматические конструкции, сформировать словарный запас.

Да, нельзя сказать, что это полноценное лечение алалии. Всего лишь коррекция. Однако при грамотном подходе она может дать очень хорошие результаты.

Если у ребенка заподозрили развитие алалии, ему предстоит пройти множество врачей и исследований. Терапевт направит к логопеду, неврологу, психологу и лору. Каждый из этих врачей назначит список исследований для постановки достоверного диагноза. В ходе диагностики необходимо определить уровень речевого развития, степень понимания грамматического строя, умение правильно произносить звуки.

Важно определить первопричину патологии, что возможно только с помощью исследования нервной системы. На этом этапе определяется, имеют ли место генетические мутации. Психологическое развитие ребенка нужно изучить, чтобы проанализировать его память, психомоторное развитие и артикуляционную моторику.

Возможно, что причиной алалии стало отклонение в слуховой системе. Чтобы исключить или подтвердить этот факт, необходимо пройти исследование у отоларинголога.

  • малыш использует громкий голос;
  • возникают проблемы с письменной речью;
  • ребенок тяжело воспринимает обращенный к нему вопрос и затрудняется с ответом;
  • возникают проблемы с правильным произношением слов и предложений;
  • наблюдается правильное произношение звонких и мягких согласных;
  • слова напоминают лепет.

При изучении ребенка с психолого-педагогической точки зрения можно отметить у него присутствие следующих особенностей:

  • быстрая утомляемость;
  • повышенная активность;
  • сильная заторможенность либо, наоборот, расторможенность.
Дети — алалики отрицательно относятся к речи, не понимают ее значения и не участвуют в произношении слов. Кроме этого, наблюдаются значительные проблемы в таких психических процессах ребенка, как память, внимание и восприятие.

Факторы риска развития аномалии речи

Факторами риска возникновения моторной алалии у детей могут выступать частые заболевания у детей раннего возраста. К таким патологиям можно отнести эндокринологические нарушения, острые вирусные респираторные инфекции, воспаление легких, нехватку речевых контактов, рахит, проведение хирургических вмешательств с применением общего наркоза, педагогическую запущенность, а также госпитализм (комплекс психических и соматических нарушений, которые могут быть обусловлены длительным пребыванием в стационаре вдалеке от дома и близких людей).

Чем раньше будет поставлен верный диагноз и начата грамотная терапия, тем меньший риск интенсивного развития патологии. Есть возможность вернуть утраченные речевые навыки и восстановить психические функции, предупредив всевозможные последствия, в том числе интеллектуальное отставание от сверстников.

Однако есть группа риска, к детям из которой необходимо повышенное внимание. К этой группе относятся малыши, перенесшие асфиксию, дети с травмами головы и дети, которые еще в утробе матери переболели менингитом, энцефалитом или интоксикацией.

За ребенком необходимо пристальное наблюдение и оперативная реакция на любые отклонения от нормы. Своевременное обследование у разных специалистов поможет вовремя диагностировать и устранить патологию в самом зачатке, когда она еще не успеет существенно навредить.

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АЛАЛИИ

Лечение алалии должно проводиться комплексно, и вся работа обычно строится с учетом формы патологии, степени ее тяжести и общего состояния ребенка. При алалии часто специалисты ставят неправильный диагноз, поскольку такое заболевание схоже с глухотой.

В таком случае ребенок направляется к сурдологу для подтверждения поставленного диагноза. При подтверждении алалии и отсутствии глухоты ребенка направляют на консультацию к логопеду и психотерапевту, которые после тщательного изучения анамнеза ребенка определяют наиболее эффективное для него лечение.

Диагностические мероприятия по выявлению алалии у ребенка можно разделить на следующие виды:

  • изучение анамнеза пациента;
  • проведение обследования на состояние слуха;
  • определение уровня интеллекта;
  • назначение электроэнцефалограммы.

В том случае, если диагноз подтвердится, то ребенок нуждается в обязательном лечении. Сегодня помощь таким детям с нарушением речи может оказываться:

  • в специализированных дошкольных учреждениях;
  • в стационарных условиях лечебных учреждений;
  • в санаториях;
  • в коррекционных центрах.

При алалии развитие речи проводится с использованием следующих методов:

  1. Назначение медикаментозной терапии, основной целью которой является активизация процесса созревания структур мозга;
  2. Применение физиотерапевтических процедур, среди многообразия которых хороший эффект дает:
    • Лазеротерапия;
    • Электрофорез;
    • Водолечение
    • Магнитотерапия;
  3. Ведется работа по развитию общей и ручной моторики;
  4. Важное внимание уделяется нормализации функций психических процессов.

Моторная алалия является такой речевой патологией, при которой нарушаются все стороны речи. Именно по этой причине коррекционная работа строится на следующих принципах:

  • стимулирование речевой активности;
  • формирование и расширение активного и пассивного словаря;
  • развитие фразовой и связной речи;
  • применение грамматических правил для оформления речи;
  • коррекция звукопроизношения.

При диагностировании сенсорной алалии работа с ребенком проводится по следующим направлениям:

  • обучение ребенка различать речевые и неречевые звуки;
  • дифференциация слов;
  • соотнесение произносимого слова с конкретным предметом и действием;
  • обучение пониманию произносимых фраз и речевых конструкций различной сложности;
  • развитие грамматического строя речи.

Для успешного преодоления алалии важную роль играет комплексный подход к ее лечению, а также системное воздействие на все речевые компоненты. Чаще всего при выявлении моторной алалии у ребенка есть все шансы на полное ее устранение, чего нельзя сказать при сенсорной и сенсомоторной форме патологии. Прогноз алалии и шансы на ее излечение определяются степенью поражения головного мозга.

Об авторе: Глушакова Татьяна Владимировна, логопед.

Лечение заболевания состоит из большого комплекса мер, который направлен не только на терапию основного недуга, но и на устранение сопутствующих диагнозов. Терапия состоит из приема медикаментозных препаратов, занятий с логопедом, психологом и педагогом.

Также нельзя недооценивать роль физиологических процедур при комплексном лечении. Обычно практикуются:

  • ДМВ;
  • ИРТ;
  • водотерапия;
  • лазерное воздействие;
  • электрофорез;
  • терапия магнитом;
  • электропунктура;
  • транскраниальная электростимуляция.

Параллельно много времени и усилий уходит на улучшение памяти, развитие моторики, стимулирование активного мышления. Логопед с ребенком проходят целый лечебный курс, не упуская даже малозначительных деталей.

Симптомы заболевания могут заметить родители

Обучение таких пациентов важно начинать как можно раньше. Оно помогает малышам развиваться, лучше говорить, связно выражать свои мысли, накапливать достаточный словарный запас, выражаться правильно с грамматической точки зрения.

Если у ребенка заметно выделяются признаки сенсорного вида заболевания, терапия должна быть направлена в том числе на обучение малыша отличиям речевых и неречевых звуков, а также пониманию речевых конструкций.

КОРРЕКЦИЯ

Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры; транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).

Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Разновидности алалии

В медицинской практике определены следующие формы данной патологии:

  • Экспрессивная (моторная).
  • Импрессивная (сенсорная алалия у детей). Эта форма встречается гораздо реже, чем моторная. При сенсорной алалии ребенок недостаточно понимает речь других людей, хотя и хорошо слышит. Причиной тому поражение центра Вернике. Этот центр находится в височной области левого полушария и играет роль слухоречевого анализатора. Поскольку восприятие и понимание речи у ребенка с сенсорной алалией нарушены, то нарушено и формирование речи.
  • Смешанная (сенсомоторная или мотосенсорная в зависимости от того, нарушение развития какой - импрессивной или экспрессивной речи преобладает).

Моторную алалию, в зависимости от локализации нарушенного участка, подразделяют на:

  • афферентную, которая характеризуется поражением нижних теменных отделов левого полушария, чему сопутствуют кинестетические артикуляторные апраксии;
  • эфферентную, при которой поражаются преимущественно премоторные отделы коры мозга.
Как проявляет себя моторная алалия у ребенка?

СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ

В профилактических целях следует обеспечить все условия для правильного течения беременности, а также последующего развития ребенка. Рекомендуется ряд профилактических мер:

  • вовремя встать на учет по беременности, проходить все обследования и выполнять назначения врача;
  • снизить до минимума риск заражения инфекционными болезнями и своевременно лечить уже имеющиеся патологии;
  • избегать травмоопасных ситуаций чрезмерных нагрузок;
  • сбалансировано питаться.

Мы рассмотрели лечение алалии у детей.

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).

Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Если вовремя начать мероприятия по устранению моторной алалии, можно ожидать благоприятного прогноза практически во всех случаях. Что касается других типов заболевания, результат терапии зависит от совокупности факторов, в частности:

  • стадия патологии;
  • первопричина возникновения болезни;
  • наличие сопутствующих заболеваний;
  • наличие психологических и психосоматических заболеваний.

Гораздо проще не вылечить, а предупредить развитие алалии. Для этого нужно выполнять правила профилактики, к которым относятся регулярное обследование у врача во время вынашивания ребенка, кормление грудью не менее полугода, регулярное обследование малыша в поликлинике, достаточное внимание интеллектуальному и физическому развитию малыша.

Алалия – патология, связанная с нарушением речевого развития. В большинстве случаев она связана с генетическими заболеваниями или перенесенными в детстве болезнями. Своевременно поставленный диагноз практически всегда гарантирует полное выздоровление без последствий для здоровья ребенка. Важно, чтобы родители уделяли малышу достаточно внимания и выполняли все указания врача.

Также рекомендуем почитать: виды нарушения речи у детей

К сожалению, нет точного способа предотвратить алалию. Будущей маме остается только беречь себя, избегать травм, болезней, правильно питаться и вести здоровый образ жизни. Ребенку, страдающему алалией, необходимо проводить профилактические занятия по предупреждению вторичной интеллектуальной недостаточности.

И помните, алалия – не приговор. Если своевременно начать коррекцию, то в будущем ребенок сможет полноценно влиться в общество, заявить в нем о себе и понять, что ему ответят другие.

Речевые проявления

Из речевых проявлений моторной алалии у ребенка отмечаются:

  1. Ошибочное изменение звуков в некоторых словах (литеральная парафазия).
  2. Устойчивые повторения одного и того же слова либо фразы (персеверация).
  3. Выпадение определенных звуков из слов (элизия).
  4. Ограниченный словарный запас (в первую очередь отглагольных форм и глаголов).
  5. Замена некоторых сложных слов на сходные по звучанию или смыслу.
  6. Объединение между собой слогов из разных слов.
  7. Выпадение из предложений предлогов, а также неправильное построение очередности слов во фразе.
В речи такого пациента наблюдается преобладание имен существительных, как правило, в именительном падеже. Помимо этого, при данном заболевании может отмечаться частичный или абсолютный отказ от речи (так называемый речевой негативизм). На фоне характерных симптомов алалии у детей может возникать заикание.

При развитии афферентной формы пациенту доступно выполнение разнообразных артикуляторных движений, тем не менее при этом наблюдается значительное нарушение звукопроизношения. В случаях эфферентной алалии главным речевым дефектом является неспособность выполнения артикуляционных последовательных движений, и это может сопровождаться значительным искажением структуры слов и слогов.

Словарный запас такого ребенка намного беднее того, который предусмотрен для его возрастной нормы. Дети при данной патологии с трудом усваивают новые слова, а активный их словарь в большей степени состоит из фраз и слов повседневного обихода.

Признаки алалии у детей проявляются в зависимости от возраста.

Недостаточность словарного запаса может приводить к неадекватному пониманию значения того или иного слова, а также неуместному применению слов. Дети 3 лет с алалией, как правило, изъясняется простыми и короткими предложениями, что часто приводит к грубым нарушениям формирования речи.

У больных данным заболеванием детей возникают значительные сложности в определении причинно-следственных связей, второстепенного и главного, временных связей, описании смысла событий, правильного и постепенного изложения сути.

В определенных случаях при моторной алалии у детей наблюдаются только лепетные слова и звукоподражания, употребление которых может сопровождаться активной мимикой и жестикуляцией. Отставание в умственном развитии у детей возникает по причине выраженной речевой недостаточности.

При формировании речи подобные нарушения начинают постепенно компенсироваться. Все этапы развития речевых навыков (лепет, гуление, слова, фразы, а в последующем и контекстная речь) у ребенка, больного алалией, несколько запаздывают.

На формирование речевых навыков у пациентов с данной патологией влияет также ряд факторов, важнейшими среди которых являются степень нарушений в головном мозге ребенка, общее развитие, возраст, когда была диагностирована подобная патология, регулярность и качество занятий с ним родителей.

В определенных случаях после продолжительного речевого негативизма дети начинают говорить и быстро осваивают речевые навыки, у другой группы больных наблюдается раннее формирование речи, однако в последующем она еще довольно длительный промежуток времени остается очень скудной. При этом возможны и иные варианты развития событий.

Возможные последствия и осложнения

Данное заболевание у детей способно приводить к серьезным нарушениям письменной речи. Кроме этого, у детей может развиваться заикание, которое проявляется при формировании навыков устной речи.

Успешная коррекция подобной патологии наиболее вероятна при начале терапии на ранних стадиях, примерно с 3-4 лет, а также комплексный подход, что предусматривает работу с ребенком и медикаментозное лечение. При своевременной терапии прогноз алалии у детей весьма благоприятный.

Важное значение играет степень органических повреждений мозга у ребенка. При повреждениях незначительного характера патология в большинстве случаев может быть вылечена полностью.

Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass